Лет 15 назад мне в ЗР попалась на глаза реклама коробочки под названием "Цинкор". Там внутри были 2 баночки с какими-то составами, ватные тампоны и провода. Суть в том, что сколы краски и т.п. повреждения можно было сначала отмыть от ржавчины до металла одним составом, а потом покрыть слоем цинка другим. В тампонах были провода, которые надо было через лампу подключить к "+" аккума, тампоны макать в составы в баночках и прикладывать к повреждению, получалось что-то вроде гальванического нанесения цинка. Прочитал я это и... не забыл.
Так получилось, что вскоре после покупки 3102 угораздило меня помять ей порог прям под передней правой дверью. И пока я ждал когда освободятся жестянщики в сервисе я вспомнил про эту коробочку и стал её искать. Ни в магазах, ни на рынке её не было, поэтому пришлось идти своим путем. Опыты проводились на работе, в энергоцехе завода, поэтому исходил из подручных средств - цинка в виде кусков и сделанной из него "паяльной" кислоты (кто не знает - в хлорную кислоту бросают цинк кусочками до тех пор пока он там не перестанет реагировать с кислотой, применяется как флюс для пайки жести, меди и т.п.). Взял кусок листовой стали толщиной 1,2 мм (чтоб прям ну совсем как кузовщина) и начал над ним эксперименты. К куску цинка прикрепил медный провод и обернул кусок цинка тканью, к нему лампочку от поворотников, второй конец лампы к плюсу источника питания, минус на железку. Зачем нужны лампочка и тряпка. Тряпка нужна чтобы кусок цинка не касался напрямую стали и чтобы было что пропитать паяльной кислотой (аналог тампонов из набора «Цинкор»), а лампочка играет роль предохранителя, если тряпка все-таки где-то порвется и цинк коснется стали. Без лампочки будет маленький фейерверк и на стали останется как минимум пятно, а так всего лишь лампочка загорится. Итак, макнул тряпку в кислоту и стал водить по железке. Результат видно сразу: если на одном месте поелозить тампоном примерно с минуту, то сталь в этом месте становится матовой и заметно темнее из-за цинкового покрытия. Вобщем довольно быстро стало понятно как и сколько елозить, чтобы получилось хорошее пятно цинка. Промыл железку водой и стал отирать пятно пальцем – бестолку. Перешел ко второй части эксперимента, взял другой кусок железки размером примерно с лист А4 и на нем у одного края длинной стороны сделал три пятна цинка размером с монету, примерно со спичечный коробок между пятнами, получился этакий треугольник. Края листа чуть загнул вверх, получилось подобие ванночки. Налил туда воды и стал ждать результатов. Дело было к лету, вода быстро испарялась (за день подливал 2-3 раза, ночью все вообще высыхало), поэтому насыпал туда поваренной соли. Через 3-4 дня на краю листа без цинка начало желтеть, край с цинком блестел как ни в чем не бывало. Через 2 недели поллиста уже было покрыто хорошим слоем ржавчины, но к цинковым пятнам ближе 3-4 сантиметров она не подобралась. Так же не было её и внутри треугольника. Вобщем, получалось что каждое пятно защищало сталь под собой и в радиусе примерно 3-4 см. По окончании эксперимента железка была вымыта водой, высушена и потом долго еще удивляла народ. По результатам всего этого был сделан примитивный девайс, служащий мне уже лет 10. Сварщик горелкой расплавил кусок цинка размером с монету и толщиной с две, я в него вплавил кусок медного одножильного провода. Затем обернул цинк куском женских колготок в 2 слоя, т.е.отрезал кусок «штанины» с полладони, положил на него цинк проволокой вверх и углы завязал вокруг проволоки.
Вложение:
Комментарий к файлу: цинк, провода, лампочка, колготки
DSC00119.JPG [ 79.6 КБ | Просмотров: 24966 ]
Ремонт сколов делаю так: сначала острым ножом скалываю краску вокруг ржавой точки до тех пор, пока краска не перестанет именно скалываться. Т.е. появилась точка на кузове, вода туда пролезает и превращаясь в ржу отрывает краску от металла. Иногда начинаешь ковырять точку со спичечную головку, а пятно получается с полногтя. Но эту краску надо безжалостно удалять. Когда краска перестает скалываться и начинает ножом отскребываться от металла придаем пятну более-менее ровную округлую форму, иначе потом красить трудно будет. Поскольку на удаление всех сколов я выделаю один день и делаю сразу все по всему кузову, возле каждого такого места клею кусок малярного скотча, иначе потом их не видно (когда начинаешь подкрашивать) и теряешь время на поиски, а краска сохнет. Причем скотч клею над сколом – после цинкования смываю остатки кислоты и цинка с кузова водой из брызгалки (баклажка с дыркой в пробке). Если скотч будет под или сбоку скола, то он намокнет и отвалится. Итак, сколы отмечены, очищены до металла, пора цинковать. Провод от лампочки цепляем к плюсу аккума, в пробку от баклажки наливаем немного паяльной кислоты, макаем в неё цинк в колготках и водим по поврежденным местам до получения ровной сплошной темно-серой поверхности. Смываем водой, ждем пока высохнет. По опыту сразу скажу, что хоть это и называется «паяльной кислотой», кислоты там нет, она вся ушла на реакцию с цинком, т.ч. никаких следов на краске нет вообще, даже если сразу не смыл водой.
Вложение:
Комментарий к файлу: перед оцинковкой
DSC00121.JPG [ 35.84 КБ | Просмотров: 24966 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: в процессе
DSC00120.JPG [ 44.68 КБ | Просмотров: 24966 ]
Вложение:
DSC00122.JPG [ 58.67 КБ | Просмотров: 24966 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: результат
DSC00123.JPG [ 34.68 КБ | Просмотров: 24966 ]
Теперь берем еще одну пробку от баклажки (она должна быть чистой и сухой) и пшикаем в неё грунт из баллончика. Баллон предварительно долго трясем, чтобы все там как следует перемешалось. Из баллона в пробку я пшикаю в положении «баллон вверх дном». Дело в том, что такие баллоны с красками и грунтом полагается после использования «продуть» от остатков краски в распылителе, иначе засохнет и баллон выкинешь. Продувать его надо вверх дно, и при этом из сопла вылетает немного грунта/краски, которые были в трубке внутри баллона, потом идет чистый газ. Вот эти-то немного краски и грунта мы набираем в пробку. Этого количества как раз хватает на то, чтобы ходить вокруг машины с кисточкой от лака для ногтей и покрывать оцинкованные места. Наберешь больше – не успеешь израсходовать, кисточкой для ногтей много не намажешь, а сохнут они быстро. Таким макаром покрываю все пятна в 2-3 слоя грунтом. Зачем 2-3 слоя? Заводской грунт и краска имеют некоторую толщину, если по металлу нанести 1 слой грунта и 1 краски, то место будет выделяться как вмятинка. Вобщем с опытом станет ясно сколько слоев и какой толщины наносить, чтобы в итоге получилось все вровень. Между нанеснеием слоев даем им подсохнуть минут по 5-10, как раз на покурить и набрать новую порцию грунта/краски в пробку. Пробку лучше менять после 2-3 наборов краски, т.к. она там высохнуть не успевает и свежая порция начинает её растворять, сама при этом быстро становится вязкой. Ессно в пробку из-под грунта краску не льем. Если вдруг где-то грунта/краски нанесли слишком много или вокруг скола – не беда, она прекрасно смывается ацетоном. Только смачивать им надо тряпку с мелкой структурой и очень желательно безворсовую. При некоторой тренировке получается смыть не весь грунт (краску) до металла, а только верхний слой или вокруг скола, на затрагивая нужного. После 2-3 слоев грунта даем ему просохнуть полчаса-час (смотря какая погода). Да, желательно всем этим заниматься в теплую безветренную погоду и в гараже, чтобы пыль не летала. Поверх грунта таким же образом наносим краску, стараясь не допускать появления в ней мелких пузырьков – после высыхания краски они никуда не денутся, так и будут торчать как кратеры вулканов. Если место подкраски довольно больше (ну например с ноготь), имеет смысл его потом заполировать заподлицо с заводской краской, тогда это место не разглядишь с расстояния в метр. Ну и краску в баллоне конечно надо подобрать максимально «в цвет». Мне идеально подошла краска под названием Белый газ (White GAZ) от Motip (уж не знаю почему они так краску назвали).