Обещал написать про светодиоды в салонный светильник – вот
.
Давно чесались руки заменить убогий в плане освещения (да и дизайна тоже) салонный светильник. Поначалу была мысль влепить туда от 3110 с лампой дневного света. Потом хотел в штатный сунуть светодиодный модуль (он виден на одной из фоток), но посмотрев в его внутренности расхотелось: его корпус – хитровыгнутая штампованая железяка с цоколем для лампы, ничего путного не получится. Да и мутный желтоватый рассеиватель (или как его правильно назвать-то?) съест половину светового потока. А тут еще на старой работе подогнали целый пакет со светодиодами всяко-разных цветов и размеров. Вобщем в субботу пошел на авторынок, где на волгоразборке купил за 50р грязный и страшный светильник от 3110 без стекла (собственно мне от этого светильника нужна была одна железка-основа, сама лампа и электроника меня не волновала) и новая стекляшка к нему за 70р. (продавцы зовут их «лодочка»).
Вложение:
исходники.jpg [ 27.24 КБ | Просмотров: 3733 ]
Дома все это хозяйство было разобрано до винтика и вымыто. Да, перед этим подал на него 12В и он даже попытался зажечься, не позволила сгоревшая в лампе одна из нитей накала.
Вложение:
Комментарий к файлу: слева вверху тот самый светодиодный модуль, ниже заготовки для противотуманки
в разборе.jpg [ 34.68 КБ | Просмотров: 3733 ]
На железной основе были подходящих размеров отверстия (некоторые даже с резьбой М3) в нужных местах, отталкиваясь от них прикинул размер платы. На листе бумаги «в клеточку» нарисовал плату в натуральный размер и начал прикидывать куда и сколько поставить светодиодов. Тут надо сделать отступление. Изначально (с год назад) я думал сунуть туда 3 одноваттных светодода на радиаторах типа «звезда» и запитать их от стабилизатора тока. Но в подаренном пакете таких не было, зато было много светодиодов
http://www.refond.ru/catitem/item/346 размером 5х5 мм, в корпусе которых стоит сразу 3 кристалла, причем у каждого из них 2 отдельных вывода. Их-то я и собрался сунуть в светильник. Так вот, количество светодиодов брать с потолка не получится. С одноваттными все просто: им нужен ток 350 мА, на каждом падает примерно 3,5В, в бортсети примерно 12-14В, включил их последовательно со стабилизатором – всем напряжения хватает (стабилизатору для нормальной работы нужен запас по напряжению примерно 1,5В). На этих тоже падает примерно 3,5В, но ток им нужен 20 мА каждому кристаллу. Т.е. в идеале каждому такому светодиоду нужен пресональный стабилизатор, а это уже слишком! При этом им все равно: то-ли ты включишь последовательно 3 кристалла в одном корпусе, то-ли ты включишь 3 кристалла последовательно в трех корпусах – на 3 светодиода надо 3 стабилизатора тока. В конце концов я на это плюнул и решил спаять их так: внутри одного корпуса параллельно, три корпуса последовательно, несколько таких цепочек параллельно и все они с одним стабилизатором последовательно, так проще паять. В инете уйма ссылок на тему питания светодиодов со стабилизаторами и без, на мой взгляд эта одна из лучших
http://invent-systems.narod.ru/LM317.htm . В итоге у меня получилось что-то похожее на предпоследнюю схему по этой ссылке, только без резисторов в каждой цепочке. Сам стабилизатор сделан по схеме оттуда же. Таким образом, для питания одной цепочки нужен ток 60мА (3 кристалла по 20мА включенных параллельно), если взять 5 цепочек (всего 15 осветодиодов), то общий ток будет 300мА, т.е. почти как у трех одноваттных светодиодов, и света они дадут почти столько же. Но 3 одноваттных – это 3 точечных источника света, а мои 15 можно разнести по всему светильнику и свет будет равномернее. Исходя из этого нарисовал на бумаге дорожки для платы. Травить медь мне нечем, да и плата не той сложности, решил просто прорезать дорожки резаком.
Вложение:
плата.jpg [ 8.74 КБ | Просмотров: 3733 ]
Плату зачистил шкуркой-нулевкой, в нужных местах намазал раствором канифоли в спирте и облудил. Потом пожалел, что не облудил всю медную поверхность – во-первых медь видно сквозь «лодочку», а во-вторых луженая она бы больше света отражала. Ну и защита меди от окисления.
Вложение:
плата луженая.jpg [ 11.15 КБ | Просмотров: 3733 ]
Припаял все детали к плате.
Вложение:
плата готовая.jpg [ 33.71 КБ | Просмотров: 3733 ]
Стал включать попробовать – не то, тока жрет больше чем должна. Потом выяснил, что накосячил в разводке платы, перерезал дорожки в нужных местах и соединил проводами. Припаял провод питания с клеммой на конце (минус подается с кузова на железяку основы светильника, с неё на плату через винт) – вуаля, светильник готов!
Вложение:
готовый светильник.jpg [ 71.56 КБ | Просмотров: 3733 ]
Вложение:
результат.jpg [ 32.29 КБ | Просмотров: 3733 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: в темной комнате, на столе бумажка в клеточку с рисунком платы, расстояние рпимерно 70 см.
освещенность.jpg [ 50.2 КБ | Просмотров: 3733 ]
За 5 минут снял в машине старый и поставил новый, встал на то же место как родной. Один минус – на обивке потолка (что-то серое ворсистое, велюр наверное) остался след-вмятина от контура старого, плюс новый по краям уже старого и в тех местах видно разницу в цвете ткани. Зато как светит!!! В машине хоть иголки собирай. Свет ровный и равномерный, правда «холодного» синеватого оттенка. Если кто соберется повторять – берите 3 одноваттных светодиода «теплого» белого цвета, должно получиться лучше.
Да, вообще-то я на этих светодиодах задумал сделать «лампы» в противотуманки, я их юзаю как дневные огни и задолбался уже в них менять китайские лампы. Даже уже выломал от дохлой лампы цоколь и железку куда он вставляется в противотуманке (их видно на фото рядом со светильником), но салонный получился раньше.