Клуб любителей автомобиля
http://www.gaz3102.ru/forum/

Кнопки управления оборудованием на руле
http://www.gaz3102.ru/forum/viewtopic.php?f=11&t=3602
Страница 1 из 1

Автор:  aldeen [ Сб янв 25, 2014 23:17 ]
Заголовок сообщения:  Кнопки управления оборудованием на руле

Как обычно бывает, идея приходит спонтанно. Так случилось и в этот раз.
Разглядывая салон автомобиля шефа, заинтересовался кнопками на руле. После этого возникла мысль "А можно ли такое выполнить на своем авто?".
Из информации, доступной в сети Интернет, выяснил два важных момента, без которых доработки не будет.
1. Наличие переходного механизма для с неподвижного рулевого вала на подвижный крутящийся руль. Так называемая "улитка".
2. Интерфейс управления переферийным оборудованием.

Первый вопрос не вызывает каких либо осложнений ввиду наличия такого механизма для ГАЗель-Бизнес. Нужно было только найти и заказать. Мне повезло больше - в магазине был в наличии.
Вложение:
001.jpg
001.jpg [ 47.25 КБ | Просмотров: 22682 ]

01 : 41Лицевая сторона
02 : 42Лицевая сторона
03 : 43Тыльная сторона
04 : 44В разобранном состоянии
05 : 45Инструкция по первоначальной установке детали
06 : 46Заводской\каталожный номер детали
07 : 47Оригинальный разъем с функцией защелки
08 : 48Оригинальный разъем с функцией защелки

Второй вопрос несколько сложнее. Управление устройствами через кнопки осуществляется либо резистивно либо посредством CAN-шины. CAN-шина отпала сразу ввиду неоправданных сложностей и дороговизны. А резистивное управление самое то. Принцип работы - нажимая кнопку, замыкается цепь в которой стоит резистор определенного номинал, которому в свою очередь - своя команда в устройстве.
И если есть "улитка" должны быть кнопки. Да, только их мало кто видел вживую(.
В сети откопал фотографию руля ГАЗель-Бизнес (фото тов. George).
Вложение:


Стоит обратить внимание, что кнопок всего 4. И как говорится в одно очень известном мультике - "Маловато будет"!. Также есть отличия в руле для ГАЗели-Бизнес и рестайлинговом от 31105-3102. Отличия явные - форма накладок и материалы отделки руля.
Поле для поиска аналогов обширное. Иномарки. Места расположения кнопок весьма разнообразные. Начиная от дополнительных подрулевых лапок (Форд, Пежо), боковыми межспицевыми и собственно спицами.
Рестайлинговый салон Волги проектировала немецкая компания значит аналог или похожее решение необходимо искать там же. Памятуя любовь газовцев к продукции концерна VAG, круг поисков был существенно сужен. Выбор пал на Опель (точнее Опель Астра H предыдущего модельного ряда). Ниже приведено сравнительное фото кнопок. Как говорится найдите отличия).
Вложение:


Сразу оговорюсь, что просто так они не подойдут. Нужно дорабатывать штатные накладки напильником. Для этого есть Дремель. Хотя этот путь коварен. Одна ошибка и работа будет испорчена, а накладок в продаже нет и не предвидится. Размышляю об изготовлении дорабатанного аналога с печатью его на 3D-принтере. Нужно только время для отрисовки модели.
Новые кнопки для Опеля (номер для заказа - Opel 16 12 689) стоят 4500р в Экзисте. Печально, не правда ли? Зато есть разборки и Авито, где можно купить руль целиком в пределах 1500-2000р.
Вложение:
003.jpg
003.jpg [ 17.19 КБ | Просмотров: 22682 ]

Вернемся теперь к электронной начинке. Одна из основных функций кнопок на руле - это управление автомагнитолой. В моем случае головное устройство фирмы Pioneer.
Для реализации нужно, чтобы в автомагнитолле была поддержка проводного управления (англ. - wired remote control). У Пионера есть такие штатные устройства, но на данный момент (2014 год) сняты с производства. Далее в сети были найдены аналоги от товарищей китайцев. Ценник в 2500-3500 рублей и достаточным количеством негативных отзывов, отвергли на корню этот вариант. В англоязычной ветке сети был найден один сайтик, где приведены принципиальная схема управления, номиналы сопротивлений и видео работы.
Вложение:


Так же в англоязычной ветке наткнулся на предостережение, что подобная схема подходит не для всех головных устройств данной компании. В итоге для начала купил комплект сопротивлений указанных номиналов и подстроечные резисторы (1кОм и 100кОм) для установления данных при несовпадении постоянных, и разъем 3,5-Jack под три провода. Забегая вперед хочу обратить внимание, что в некоторых ГУ Пионеер есть второй такой же вход под 3,5-Jack. Он имеет голубую окраску и обозначен как AUX. Вот в него не надо подключать проводное управление. Есть реальный риск спалить ГУ.
Итак, собрав схему на монтажной плате, опробовал. Указанные номиналы подошли. В подстроечных резисторах надобность отпала. Правда не успел реализовать последние пару кнопок из 10. Забыл докупить диоды (кстати подскажите маркировку компактных и проверенных деталей...? :bw: ).
Вложение:


Вложение:




Номиналы сопротивлений и функций реализуемых при их помощи:
Основные кнопки:
1,2kΩ - включение\выключение (ждать 2 сек.)\источник
3,5kΩ - приглушение звука или ATT
5,75kΩ - информация о тэге файла
8kΩ - поиск станции вперед или следующий трэк
11,25kΩ - поиск станции назад или предыдующий трэк
16kΩ - увеличение громкости
24kΩ - уменьшение громкости
62,75kΩ - выбор диапозона частот при прослушивании радио, функция esc в режиме компакт диска
Дополнительные кнопки:
8kΩ - папка вверх
11,25kΩ - папка вниз



В общем то все на данный момент. Буду продолжать по мере продвижения.
В планах покупка кнопок, перепайка резисторов и вживление в руль.


Видеоролик работы проводного управления
phpBB [media]

Автор:  Александр3102 [ Вс янв 26, 2014 08:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

У меня была мысль о такой доделке, но отпала. Просто решил купить магнитолу с пультом и закрепить его на руле. Да и спаяльником и резисторами и диодами я ну никак не могу подружиться. Для меня это темный лес. Так что снимаю перед Вами шляпу, Сэр. Желаю завершить удачно начатое и ничего не спалить.

Автор:  Morozoff [ Вс янв 26, 2014 12:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

а в улитке еще и запасные контакты могут остаться и люди по ним подогрев рулевого колеса осуществляют.

Автор:  aldeen [ Вс янв 26, 2014 19:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

Александр3102 писал(а):

Да и спаяльником и резисторами и диодами я ну никак не могу подружиться. Для меня это темный лес
Не все так сложно как смотрится на первый взгляд :)
Morozoff писал(а):

а в улитке еще и запасные контакты могут остаться и люди по ним подогрев рулевого колеса осуществляют.
Вполне :ay: . В улитке пара проводов хорошего сечения. Остается еще шесть проводов малого сечения. Есть где развернутся!

Автор:  vovka_ximik [ Пн янв 27, 2014 08:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

когда то и я так себе сделаю

Автор:  aldeen [ Пн янв 27, 2014 08:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

vovka_ximik писал(а):

когда то и я так себе сделаю
О, Вов, привет! Напомни пожалуйста ТТХ своего подогрева руля и координаты конторы производящей.

Автор:  Andy [ Пн янв 27, 2014 10:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

aldeen писал(а):

Первый вопрос не вызывает каких либо осложнений ввиду наличия такого механизма для ГАЗель-Бизнес. Нужно было только найти и заказать. Мне повезло больше - в магазине был в наличии.

Так там получается просто тупо несколько витков плоского шлейфа?? Я-то думал контакты скользящие, или еще какое ноу-хау... Взять многожильного провода и скрутить там аккуратно, возможно в банке от сметаны :) -и можно подогрев руля сделать, давно мысля в голове крутится.

Автор:  aldeen [ Пн янв 27, 2014 11:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

Andy писал(а):

Так там получается просто тупо несколько витков плоского шлейфа??

Так и есть.

Автор:  aldeen [ Пт янв 31, 2014 20:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

Продолжаем изыскания.
На прошлой неделе на авторазборке для иномарок были приобретены кнопки для Опеля Астра Н (до 2010 г.).
Вложение:


Кнопки были разбраны на составляющие.
01 : 
Вложение:


02 : 
Вложение:


03 : 
Вложение:


04 : 
Вложение:


05 : 
Вложение:


06 : 
Вложение:


Как видно из последних фото, на блоке кнопок расположено всего 4 элемента: собственно сами резисторы, светодиоды, контактные группы кнопок и трехпозиционый переключатель. Для каждой кнопки на плате предусмотрено по две контактные группы.
На плате левого блока кнопок расположено 4 штекера под разъем, на правом блоке - 6шт. Из них как оказалось нужно всего по 3 шт. с каждого.
Чтобы не ломать голову и не разглядывать в лупу платы, была скачена база по ремонту для автомобиля. Называется TIS 2000 для Opel/Vauxhall (поставил версию 113.0G -11/2010). Это мультимедия руководство для авто, используемое в автосервисах. Так вроде). В нем нашел часть требуемой электросхемы
Вложение:


Схема простая. Никаких сложностей нет. Но, стоит обратить внимание, что на ней есть пара ошибок\изменений. В правом блоке после последнего последовательно соединенного резистора есть перемычка на массу. Т.е. формально по схеме всегда работает последняя кнопка (на плате этой перемычки нет). Также при более пристальном рассмотрении платы было установлено, что перемычек-резисторов между светодиодами в обоих платах нет. И верхний сетодиод поменян местами с рядомстоящим резистором. Честно говоря смысл этих финтов на схеме из TIS'а я так и не понял. Хотя эта часть схемы нас вообще не волнует, т.к. это подсветка клавиш. В данном моменте менять ничего не надо.
Перейдем сначала к штекерам левого блока:
- 1ый (номер нанесен на плате) - выход на управление (контакт "TIP" на схеме из старттопика или контакт головки штекера 3,5-Jack),
- 2 и 3ий контакты объеденены - "масса",
- 4ый - "+12В" на подсветку кнопок.
Штекера правого блока:
- 1ый и 6ой объединены - выход на управление (контакт "TIP" на схеме из старттопика или контакт головки штекера 3,5-Jack)
- 2 и 3ий контакты объеденены - "масса",
- 4ый и 5ый контакты объеденены - "+12В" на подсветку кнопок.
Далее получил значения сопротивления всех кнопок в нажатом положении. Данные следующие.
Левый блок:
- колесико вверх - 53 Ом
- колесико вниз - 120 Ом
- колесико нажато - 220 Ом
- верхняя клавиша - 400 Ом
- нижняя клавиша - 760 Ом
Изначально на выходе без нажатых кнопок на выходе 1850 Ом. Для ликвидации этого, необходимо просто удалить резистор с платы.
Правый блок:
- колесико вверх - 63 Ом
- колесико вниз - 163 Ом
- верхняя клавиша - 360 Ом
- нижняя клавиша - 920 Ом.
Показания могут плавать +\- пара ом.
Номиналы привел специально по возрастающей, т.к на схеме из TIS они так и идут.
Теперь необходимо было установить их на плате. Для этого взял расшифровку обозначения резисторов. Есть номинал первой кнопки, к ней прибавляем еще, получаем номинал второй кнопки и так далее.
Обращу внимание, что плата выполнена под поверхностый монтаж, т.е. под smd-элементы. И обычным паяльником тут нечего делать. Чтобы лучше понимать, что это, ниже привожу фото резисторов на фоне линейки.
Вложение:


На правом блоке разместил клавишы управлением звуком и перелистывани треков, на левом блоке все остальное. Реализацией пары клавиш шифт (вешаются на третий контакт "SLAVE") пожертвовал. В итоге 8 кнопок.
Установив номиналы существующие, посчитал требуемые.
В радиомагазине они продаются свободно, проблем нет. И их продают ленточками по 10-20шт. В общей сумме затратил на них 85р). Да, резисторы необходимо покупать размерной группы 0603 (1,6*0,8мм), т.к. в размерной группе резисторов (0402), установленных на плате, нужных нам номиналов нет. Это не проблема. "Шлепнулось" нормально. Перепайку предоставил профессионалам, благо их офис в шаге ходьбы от моего. Через пару часов получил обратно.
Несколько слов о разъемах. Кнопки достались без проводов с колодками. Временно использовал отдельные штекера от BLD разъема. В том же радиомагазине чуть позже подберу подходящую колодку.
Кнопки в собранном виде протестировал. Все работает, все переключается :) .


Время переходить к пластмассе. И так как боковые накладки на руль рестайлинг 31105 не найти, то пилить их неохота. Буду моделить и печатать на 3D. Чтобы упростить процесс перевода из натуры в цифру, произвожу поиск 3D-сканера :ag: . Сегодня прозвонился до одной конторы, но мимо. Этих сканеров оказывается несколько разновидностей: под большие объекты размером в человеческий рост и для мелких деталей. Собственно чем мельче деталь, тем больше разрешение сканера должно быть. Не найду - буду моделить сам. Процесс это долгий и затянется как минимум на пару недель.2015г. Качество деталей из 3D принтера некомильфо. Куплен новый 105ый руль с накладками. В итоге пилил накладки при помощи гравера.
Пока что все.

Автор:  aldeen [ Пн сен 14, 2015 10:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

Время бежит быстро. Затянул неимоверно реализацию. Выкроил время на доводку.
Улитка на своем законном месте. В руле 31105 отверстия под нее не предусмотрены. Пришлось воспользоваться дрелью и напильником. Улитка служила шаблоном. Контактная группа должна располагаться вверху.
Вложение:


Вот такие доработки необходимо произвести с зоной, где располагаются новые кнопки. Все делается канцелярским ножом.
Вложение:


Сами кнопочки (кнопки сами пока что не отмыты. прошу прощения за неприглядный вид)
Вложение:


Собственно вот промежуточный результат.
Вложение:


Остается только доделать проводку....

Автор:  aldeen [ Ср сен 16, 2015 22:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

Кнопки прикручены, руль инсталлирован. Эмоции значительно положительные.
Но есть одно Но! Выплыла неприятная бяка. Почему-то зазор между центральной накладкой руля и правой кнопкой около 8мм. Многоватенько!!!
Положение кнопок вымерял несколько раз, переклеивал крепеж. К самому бублику встали вплотную. Может это отечественные зазоры так влияют?
В общем заказал в магазине еще одну накладку центральную. Благо стоит всего 260р. Посмотрим как сядет.
Выложу размеры по верхней и нижней граням накладок для желающих повторить мой путь
Вложение:


Вложение:





Пара комментариев к установке.
С баранки при установке улитки удаляется вот эта белая пластиковая деталь похожая на секиру, а с основания рулевой колонки откручивается пластиковый стаканчик с контактным кольцом.
Вложение:


Автор:  DblM [ Чт сен 17, 2015 20:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

зазор будет с обеих сторон, но по 4. Попробуй прям подушку (уже установленную на вот это металлическое основание, что на фото) руками сдвинуть.

Автор:  aldeen [ Чт сен 17, 2015 21:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

Нее) Слева уже 4мм есть).
Сдвинуть нельзя. Сидит намертво. Если новая накладка не подойдет, буду растачивать отверстия в железке звукового сигнала и как то центровать.

Автор:  DblM [ Пт сен 18, 2015 18:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

так и будет :(

Автор:  aldeen [ Вс сен 20, 2015 20:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

Заказывая еще одну накладку на руль, я положился на производственные особенности в нашем отечестве. А именно, на то, что в массовом производстве, формы неизбежно увеличиваются из-за износа оснастки.
Так и получилось. Новая накладка на пару миллиметров больше, чем первая.


Хотелось бы остановиться на одном моменте.
Разъемы, что в улитке, что в кнопках, импортные. В наших магазинах сложно найти. На улитке так вообще нужен угловой. Пришлось подбирать максимально подходящий. Получилось, что проводка практически упирается в замок зажигания. Но где наша не пропадала) Смотал провода при помощи изоленты, чтобы получился своебразный шлейф и кабельными стяжками закрепил к замку.
Вложение:


Внутри баранки теперь предостаточно проводов))))
Вложение:


И вот конечный результат. Накладка более широкая и смещенные отверстия крепления звукового сигнала.
Вложение:


Автор:  DblM [ Вт сен 22, 2015 16:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

я вот не пойму, раз уж брал новый руль, чего сразу с кнопками не взял? у него и центральная накладка лучше совпадает.

Автор:  aldeen [ Вт сен 22, 2015 16:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

DblM писал(а):

чего сразу с кнопками не взял?
Ты непрочитал старттопик?) Рули Газель-Бизнеса и Некста идут с всего 4мя кнопками, и накладки совершенно другие (уже). И заточены под штатный Блаупункт. В моем же случае, адаптировано под Пионер, да и вообще подразумевается любая магнитола с резистивным управлением :) .
Вот и вся соль.

Автор:  DblM [ Чт сен 24, 2015 23:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

ну кнопки к любой магнитоле,в принципе, прицепить можно, просто в родной "блаупункт" (на газелях - безымянная магнитола с ЮСБ, с того же самого завода в Китае) вставил разъём - и всё пашет, и зазоры на руле хорошие, и напилинга не надо, и покупать ещё б/у руль от опеля...
PS как по мне - 4 кнопки вполне достаточно, магнитола же не в багажнике стоит.
PPS исполнение просто на высоте, все бы с таким подходом свои авто делали.

Автор:  aldeen [ Вт июл 05, 2016 13:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

А мне все не спится) Начинаем двигаться дальше!
Побеждаем шину CAN. Часть 1. Технология

Автор:  aldeen [ Пт ноя 18, 2016 13:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

Хакаем CAN шину авто
Мммм! Есть над чем поломать голову :)

Автор:  Andy [ Сб ноя 19, 2016 01:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

aldeen писал(а):

Хакаем CAN шину авто
Мммм! Есть над чем поломать голову :)

Читал, вчера или позавчера. Мало что понял... Вывод (для себя) там довольно непросто, я из другой области электроники, в Волге её нет, поэтому...
PS: а ты это уже к французу примеряешься? ;)

Автор:  aldeen [ Вс ноя 20, 2016 13:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

Andy писал(а):

PS: а ты это уже к французу примеряешься?
Изначально к 3102, все еще думаю над мультимедиа рулем оснащенного КАН-шиной заместо резистивного. Но с появлением француженки, и к ней.


C Vaz.ee
Sector писал(а):

У климат-контроля скорее всего есть самодиагностика с выводом кодов ошибок на дисплей температуры, но не знаю - выводит ли он их как-то "на сторону"...
На Калине-2 контроллер климата оснащен КАН-шиной. Еще на этой самой К-2 есть т.н. мультимедийная система, состоящая фактически из двух модулей - головы стандартного 1-дин размера, и тачскрина дюймов около восьми, у которой тоже есть контакт с КАН-шиной. Изначально управление климатом выглядит как на прежних моделях - три крутилки. Но ушлые хакеры с калино-клуба соорудили красивую прошивку для ММС, посредством которой все манипуляции климатом сопровождаются информацией на центральном дисплее bm.gif
Таким макаром, выносится предложение внедрить в Автомобиль Мечты узлы от современных ТАЗов. Опять же, импортозамещение - все означенные девайсы произведены в РФ, на НПО Ителма

НПО Ителма значится в партнерах у Рено, а Рено как известно клепает для Лады. Собственно обратным ходом могу узнать про протоколы Рено для КАН. Не думаю, что они для нашепрома меняли их. Унификация все же должна действовать.

Автор:  Andy [ Вс ноя 20, 2016 22:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

aldeen писал(а):

Но с появлением француженки, и к ней.

А-а... таки она? Ну что, желаю мсье успехов ;)

Автор:  ADR [ Пн ноя 21, 2016 11:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

Иногда, как представлю шлейф проводов по своему универсалу, задумываюсь о собственной, беспроводной, "КАН" шине.

Автор:  aldeen [ Пн ноя 21, 2016 13:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кнопки управления оборудованием на руле

ADR писал(а):

как представлю шлейф проводов
Эмм, как бы, КАН как раз предполагает их минимализацию :ag: . Вот от резистивного и прочего, да, мотки такие, что иной раз задумаешься о допфинтифлюшке куда-нибудь в дверь.....

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/