Решений задачи в сети много, все кустарные и без паяльника не выполняются. Некоторые методы включали даже переделку самих переключателей. Все они мне не нравились.
Для старта я повытаскивал лампы из патронов, воткнул туда яркие зеленые диоды, позажимав их выводы в ножках контактов. Плюсовые провода к диодам подвел отдельным питанием, добавив на них сопротивления. Получилось чересчур ярко.
Вложение:
3a.jpg [ 19.66 КБ | Просмотров: 4184 ]
Со временем заметил, что проверять включены или нет переключатели просто не хотелось. В результате ездил со включенными обогревами всего чего можно чуть не неделями, этого не замечая.
***
Техническое задание:
1. Подсветка переключателя зеленым светом;
2. Смена подсветки переключателя на красную при подаче нагрузки;
3. Подсветка переключателя красным при подаче нагрузки и выключенной подсветке зеленым.
Двухцветную подсветку, с индикацией включения нагрузки я решил сделать с помощью двухцветного же светодиода, с тремя выводами. Центральный минус и два крайних плюса. Кто там из них катод кто анод - понятия не имею
. Если подать оба плюса - будет желто-оранжевый цвет.
Бывают двухцветные диоды с двумя выводами. Они меняют цвет в зависимости от подачи полярности. Есть диоды с также тремя выводами, только у них центральный плюс а крайние минусы. Надо смотреть что покупаешь.
Начал с малого. Вот с такой простой сборки (на фото можно всё рассмотреть).
Вложение:
IMG00376.jpg [ 414.48 КБ | Просмотров: 4184 ]
Вложение:
IMG00377.jpg [ 437.53 КБ | Просмотров: 4184 ]
Работает, но слегка смешивается зеленый и красный, если включается нагрузка при горящем зеленом. Т.е. зеленый гаснет, но загорается не ярко красный как должно и не оранжевый как при подаче двух плюсов. Нечто среднее. Схема простая, можно было и оставить. Пошли дальше.
Тесть предложил сделать схему на транзисторах. День работы (его) и получилось вот такое:
Вложение:
IMG00383.jpg [ 260.28 КБ | Просмотров: 4184 ]
Громоздко, сложно. Схему даже приводить не буду. Но работает. Рассчитанная на четыре переключателя плата точно входила в корпус от блока питания старого ноута. Пошли дальше.
Была изготовлена схема на полюбившихся мне реле РЭС60. Два таких работают у меня в блоке управления ЦЗ на сильно превышающей номинал нагрузке уже больше года.
Блок из четырех реле занял места меньше спичечной коробки. Два переключателя (нештатных) я убрал в целях соблюдения заводской гармоничности. Переключатели ПТФ, ЗПТФ, обогрева заднего стекла и обогрева зеркал - больше мне ничего не надо.
В блок входят два общих подключения - плюса подсветки (на него надо будет поставить диод, чтобы не включалась подсветка от включения обогревов) и массы. По одному проводу на каждое реле от входа нагрузки (провода штатные волговские, которые отсоединены от ламп индикации переключателей). И по два выхода из каждого реле на красный и зеленый плюс диода. На каждый диод масса - штатная масса ламп индикации переключателей. Разумеется на каждый плюс диода на провода добавлены сопротивления (на схеме ниже не показаны).
Схема:
Вложение:
res60_3.jpg [ 128.37 КБ | Просмотров: 4183 ]
Исполнение:
Старые зеленые диоды из патронов ламп переключателей удалил. Также из патронов удалил контакты. В корпус патрона вставил двухцветный светодиод. На одну сторону выведен контакт минуса, на вторую - две ноги плюсов (изолированы одна от другой). Фиксировать диод не пришлось - нормально вошел в патрон и держится.
Понадобилась куча контактов вилка-розетка маленького формата (такой же ширины как контакты на патроны, которые я вытащил). Все соединения к новому блоку я сделал на разъемах. Хотел купить какую-то колодку, да оказалось ничего похожего низковольтного нет.
Сами все проводки - фторопласт. Между переключателем и его колодкой есть зазор, в который провода от патрона свободно помещаются. Термоусадка поверх всего конечно. Ну как-то так...
Результат:
Вложение:
Комментарий к файлу: Подсветка днем не видна. Хорошо видна ночью и больше не досаждает лишней яркостью. Стали четко видны символа переключателей.
IMG00393.jpg [ 212.59 КБ | Просмотров: 4184 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Красный индикатор гораздо ярче зеленого. Отлично видно днем. Цвета не смешиваются.
IMG00392.jpg [ 133.85 КБ | Просмотров: 4184 ]
Не рассчитывалось, но красный горит много ярче зеленого, что хорошо бросается в глаза. Провода от нагрузки на ПТФ и ЗПТФ продублировал на приборку. Из спецэффектов - если включить нагрузку при выключенной подсветке (на обогревах) - загорается зеленая подсветка переключателей. Обычно это происходит днем и на работающей машине. Подсветки не видно и ток потребления мизерный.
Самое прикольное что интенсивность красной подсветки переключателя обогрева заднего стекла меняется в зависимости от режима! Первый режим - слабо красным светит. Второй режим - светит на полную катушку. Как то не планировал - но вот работает. Правда только с выключенной подсветкой. На включенной оба режима слабо различаются по интенсивности свечения подсветки.
Ну-уу удобно, что уж тут.