Клуб любителей автомобиля
http://www.gaz3102.ru/forum/

ГУР для Волги
http://www.gaz3102.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=107
Страница 1 из 1

Автор:  Суворов [ Пт окт 03, 2008 17:21 ]
Заголовок сообщения:  ГУР для Волги

Изображение Вопрос "Для чего нужен гидроусилитель руля?", который можно услышать разве что от закаленных обладателей ГАЗ-21 и иже с ними, звучит все реже. Впрочем, как и его антипод - "Как вообще можно ездить без усилителя?" Легкий руль стал настолько обыденным явлением (даже на редакционном малыше "Дэу-Матиз" есть ГУР!), что обсуждать это вроде и незачем. Но "Волга"... да кто же не знает, что "у нее - особенная стать"?

Конечно, привыкнуть можно ко всему, но готовы поспорить, что любой обладатель "Мерседеса", которого по простоте душевной попросят развернуться на обыкновенной "Волге" в узеньком дворе, вылезет из нее с выражением неподдельного ужаса. И дело не в габаритах - есть машины и побольше, и помассивнее. А вот тяжеленный руль - такое нынче не на каждом грузовике увидишь. Тем не менее ажиотажного спроса на "волги" с ГУРами не наблюдается - как это часто бывает, опасаются, что отечественные усилители не вполне надежны и даже порой опасны, а импортные для кого-то сразу переводят нижегородскую машину в разряд слишком дорогих. Правда, есть еще одна категория ГУРов - отремонтированные и потому более доступные, но про надежность в этом случае лучше и не заикаться. Или - ничего страшного?

Какие реальные технические характеристики должны выдавать "волговские" ГУРы и что мы имеем на практике? Вот и проверим - участниками экспертизы стали три рулевых механизма и два гидронасоса, представленные на фото.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГУРА

Так для чего все-таки с формальной точки зрения нужен ГУР? Эксперты лаборатории управляемости и плавности хода автомобилей НАМИ называют четыре их основных назначения. Во-первых, организовать быструю и точную передачу управляющего воздействия от рулевого вала к колесам - это очевидно. Во-вторых, обеспечить обратную связь от колес на руль как по углу поворота, так и по усилиям. В-третьих, обратная связь должна информировать водителя о боковых силах, воздействующих на управляемые колеса - без этого не появится так называемое чувство дороги. И, наконец, четвертое - ГУР не должен вызывать у водителя чувства дискомфорта...

К сказанному добавим следующее. Исправный ГУР не имеет права работать с перерегулированием - иными словами, управляемые колеса не должны поворачиваться на угол больше требуемого. Задержка в повороте по понятным причинам также нежелательна. Оба этих требования обеспечиваются, как правило, подбором производительности насоса и характеристик так называемого распределителя. Заметим также, что рулевое управление не должно передавать "обратных ударов" от дороги на рулевое колесо. Впрочем, пора вспомнить, из чего вообще состоит ГУР...

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Основные составляющие ГУРа - это насос, рулевой механизм, силовой цилиндр и распределитель. Насос создает давление рабочей жидкости, которая поступает в силовой цилиндр и, в зависимости от положения распределителя, перемещает поршень цилиндра, связанный с сошкой рулевого вала. Существует четыре схемы исполнения рулевого управления с усилителем, но мы остановимся на той, что применена на "Волге". Здесь рулевой механизм, силовой цилиндр и распределитель собраны в едином агрегате и образуют так называемый интегральный рулевой механизм. Он получил наибольшее распространение в последнее время и как наиболее компактный.

Что касается распределителей, то они существуют в двух основных обличьях - осевые и роторные. Последние отличаются меньшим трением и малой величиной гидравлического люфта, что позволяет повысить чувствительность ГУРа.

Итак, все участники нашей экспертизы - интегральные рулевые механизмы с роторными распределителями. Те, кто хочет несколько подробнее вникнуть в суть работы "волговского" ГУРа, могут ознакомиться с рис. 1 и 2. Первый дает представление о взаимосвязи отдельных компонентов системы, установленных на автомобиль, второй поясняет состояние ГУРа как при прямолинейном движении машины, так и во время поворота.

Если в исходном состоянии распределитель занимает гидравлически нейтральное положение, когда давление в сливной магистрали и обеих полостях рулевого механизма одинаковое, то при повороте руля баланс нарушается, что приводит к росту давления в одной из полостей цилиндра и вызывает перемещение поршня. Впрочем, все это подробно описано в специальной литературе - нам же интересно проверить, насколько все это воплощено в реальных изделиях. Но тем, кто будет вникать в данные приведенных таблиц, необходимо ознакомиться с разделом "Терминология...".

ПРОТОКОЛЫ И "ПРОКОЛЫ"

Некоторых разочаруем сразу: сведений по ресурсным испытаниям здесь нет - мы их не проводили. И без того затеянная нами работа длилась в довольно жестком графике почти полгода и обошлась редакции в многозначную "копеечку" - ресурсные же испытания могли затянуться до той поры, когда нынешние "волги" разделят участь "побед" и ЗИМов. Впрочем, и без того протокол испытаний смахивает на добротную "кандидатскую" - на недостаток информации жаловаться не приходится.

Первым делом, как обычно, оцениваем внешний вид и все такое. Масса отечественных усилителей составила 15,65 кг - "немец" с алюминиевым картером потянул всего на 13,6 кг. Передаточное число наших усилителей - 17,3, немецкого - 15,7. Все изделия согласно паспортам рассчитаны на максимальное рабочее давление 100 кгс/см2 - именно столько и должны выдавать насосы, как наш, так и импортный. Обещанная номинальная производительность елецкого насоса - 5 л/мин, а немецкого - 5,2 л/мин.

Мы определяли зависимости давления в гидросистеме Р от угла поворота рулевого колеса a (нагрузочная характеристика распределителя) и момента на рулевом валу М (характеристика реактивного свойства распределителя). Вал сошки при этом блокирован, подача рабочей жидкости включена. Что ж, полный провал отремонтированного изделия был ожидаем - кустарный ремонт еще раз предстал во всей своей неприглядности. К новому борисовскому изделию претензий нет, но "немец" почти по всем позициям был все-таки лучше. Ремонтное изделие по ряду причин на машину ставить нельзя. Судя по полученным характеристикам, предельная безопасная скорость такого автомобиля не превысит 50 км/ч, так что - сами понимаете... А вот новенький "белорус", в общем-то, проявил себя достойно, не провалив ни одного испытания. В то же время отметим, что рулевой механизм ZF обеспечивает водителю гораздо больший комфорт. По таким параметрам, как "гидравлический люфт", "угол поворота рулевого колеса, соответствующий максимальному давлению", "момент на рулевом валу, соответствующий максимальному давлению" и др., он превосходит изделие завода "Автогидроусилитель". Вопросы надежности выходят за рамки данной статьи, но, надо полагать, и здесь сравнение будет в пользу "немца".

Назначение насоса понятно - он должен снабжать ГУР рабочей жидкостью в "нужном" количестве при требуемом давлении. "Нужное" определяется тем объемом цилиндра усилителя, который освобождается в единицу времени при повороте руля с максимально возможной для водителя скоростью. А максимальное рабочее давление насоса должно позволить гидроусилителю повернуть управляемые колеса неподвижного автомобиля на сухом асфальтобетонном покрытии без помощи водителя, то есть без учета момента, который он прикладывает к рулевому колесу.

Согласно стандартным методикам, насосы проверяются как на "холостом ходу" (это когда руль стоит прямо), так и при давлении, составляющем половину от максимального. Напомним, что последнее соответствует положению, когда сошка неподвижна, а распределитель полностью открыт - например, при попытке выехать из глубокой колеи. С позиций водителя идеален тот насос, производительность которого практически не зависит от давления - технически это возможно, однако подобная расточительность немедленно приведет в резкому снижению ресурса, росту расхода топлива и т. п. Тем не менее, чем меньше отличаются друг от друга показатели производительности при разных давлениях, тем лучше. Так называемый объемный КПД у немецкого насоса составляет 92%, а у елецкого - 96%. Оба этих показателя считают приемлемыми.

ТАК ПОВЕРНЕТ ЛИ "ВОЛГА"?

Повернет! Во всяком случае, с изделием от "Цанрадфабрик", она же - ZF, повернет - и не один раз, а столько, сколько потребуется. Что касается нового борисовского изделия, то эксперты не столь оптимистичны. По части конструкции претензий к изделию нет - оно обязано выхаживать как минимум 150-200 тыс. км, то же относится к елецкому насосу. Подвоха же следует ждать не от техники, а от технологии - кто поручится, что завтра не потекут сальники, не загудят подшипники, не начнет подклинивать руль - словом, нелишне подготовить себя и к обычному букету "отечественных" неприятностей... Впрочем, все это может усугубить и небрежная эксплуатация - забыли заменить фильтр, не проверили масло, да мало ли? Но в любом случае небогатого "волговода" текущими сальниками не испугать. А ремонтное изделие пусть полежит на прилавке - добрых слов в его адрес мы так и не нашли.

Рис. 1. Система ГУРа "Волги" с двигателем ЗМЗ-4062:

1 - бачок; 2 - приводной ремень; 3 - всасывающий шланг; 4 - нагнетательный шланг; 5 - сливной шланг; 6 - рулевой механизм; 7 - насос.

Рулевой механизм ШНКФ 453461.100 производства завода "Автогидроусилитель" (Борисов, Белоруссия). Изделие новое, прошедшее заводской контроль. Цена - примерно 7500 руб.

То же изделие ШНКФ 453461.100, что на фото 1, но ремонтное. Известно, что изготовитель ремонтные работы не проводит, так что о заводском контроле речь не идет. Цена - примерно 6500 руб.

Рулевой механизм typ 8074 производства фирмы ZF (Германия). Изделие новое, прошедшее заводской контроль. Цена - примерно 12 000 руб.

Гидронасос рулевого управления НПлГ

9/10-16 (Елец, Россия). Изделие новое, прошедшее заводской контроль.

Цена - примерно 1500 руб.

Гидронасос рулевого управления фирмы ZF (Германия). Изделие новое, прошедшее заводской контроль.

Цена - примерно 2300 руб.

Рис. 2. Схема работы ГУРа: 1 - вал-золотник; 2 - торсион; 3 - винт; 4 - гильза;

5 - поршень-рейка; 6 - вал сошки; 7 - бачок; 8 - фильтр; 9 - насос.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Р0 - давление холостого хода. Чем оно ниже, тем меньше непроизводительные потери мощности двигателя;

DР0 - давление нецентрирования. Чем оно ниже, тем точнее устанавливается распределитель в среднее положение при освобожденном рулевом колесе;

amax - угол поворота рулевого вала, соответствующий максимальному давлению Рmax. Чем меньше этот угол, тем быстрее включается усилитель и тем точнее управление автомобилем;

q - угол поворота сошки, град;

a0 - гидравлический люфт. Характеризует величину относительного перемещения элементов распределителя при повороте рулевого вала, требуемую для включения усилителя. Чем этот люфт ниже, тем выше чувствительность усилителя и точнее управление автомобилем;

М0 - момент на рулевом валу, соответствующий включению усилителя. Чем он ниже, тем плавнее включается усилитель;

Мmax - момент на рулевом валу, соответствующий максимальному давлению Рmax. Чем меньше этот момент, тем легче рулевое управление;

m0 - приведенный момент трения в приводе распределителя. По сути, он характеризует трение в распределителе, но его удобно замерять в относительных единицах. Чем он ниже, тем выше чувствительность рулевого управления;

R - эффективность реактивного свойства гидроусилителя. Этот параметр обычно называют "чувством дороги", поскольку он характеризует то усилие на руле, которое ощущает водитель, входя в поворот. Чем выше показатель эффективности, тем лучше обратная связь от управляемых колес на руль.
Изображение
По материалам журнала "За рулем" 9/2003. (http://www.zr.ru)

Автор:  Суворов [ Пт окт 03, 2008 17:25 ]
Заголовок сообщения: 

чинят тут http://www.gidrocenter.ru/catalog/remon ... lja-volga/
чинят, делают бесшумными и ставят на машины, не оборудованные ГУР http://www.gidrolab.ru/

Автор:  Суворов [ Пт янв 09, 2009 03:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

у меня стоит Гур отечественный после передорки в НАМИ. на предыдущей моей машине прошел около 30ткм, на 3102 он продолжил свою работу уже 18ткм итого около 50ткм... полет нормальный гурит в обе стороны, почти не шумит, усилия и обратная связь в норме. лью MOBIL ATF D/M Изображение небольшие подтекания с гура на лонжерон не считаю критичными, вполне допустимо потратить баночку масла на долив на 5ткм...

Автор:  ADR [ Пт янв 09, 2009 03:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

Как он летом шумел - это не шумит? Иль "обесшумливал" после лета?

Добавлено спустя 2 минуты 30 секунд:
А то до сих пор жутковато :) Как будто Дарт Вейдер управляет автомобилем big-smile-3

Автор:  Суворов [ Пт янв 09, 2009 04:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

вроде не обесшумливал...
тихий сип он издает при повороте руля, почти не слышный , а не рой пчел, когда непрокачанный или неисправности какие... хотя и рой пчел вроде допустим...
конечно не иномарка, где вообще не слышно руля, но в общем неслышно его... руль об колонку силнее звуки издает...
кстати, поменяли тов. Feanor'у клапан в насосе, тоже стало очень тихо... пчелы улетели... :)
на хлодную руль не кручу пока машина не прогреется... а то страшный звук, который тебя пугает... :D да и для ресурса думаю не очень хорошо...

Автор:  CROCRIDER [ Чт июн 18, 2009 00:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

А вот у меня ГУР, отлично, т.е. тихо и сильно работает только пока холодный, как нагреется, то пищит и пощады просит...
Думаю, а не задействовать ли на него неиспользуемый масляный радиатор? :)

Автор:  Суворов [ Чт июн 18, 2009 00:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

CROCRIDER писал(а):

А вот у меня ГУР, отлично, т.е. тихо и сильно работает только пока холодный, как нагреется, то пищит и пощады просит...
Думаю, а не задействовать ли на него неиспользуемый масляный радиатор? :)


гы, а у меня наоборот на холодную рулем не кручу... как прогреется- почти не слышно его. :)

насчет радиатора, вроде Feanor видел штатный радиатор гура на 3102,
по сечению интересно хватит маслянного радиатора?

Автор:  CROCRIDER [ Ср июл 22, 2009 15:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

Думаю для начала вывести бачок перед радиатором, (благо у нас там места немеряно!), и озадачится заменой ГУРовой жидкости и фильтра!

Автор:  нормативщик [ Сб фев 06, 2010 12:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

Ездил с гулом от ГУРа где то 2-года (привык). Поехал в автосервис (в мороз лениво в гараже было копаться) заменил жидкость в ГУРе тишина стала в авто жалею что раньше сам не заменил. Теперь правда в машине стало слышно как педаль сцепления подскрипывает. :ag: ну ни чаго смажу педальку.

Автор:  Aleksandr II [ Сб фев 06, 2010 23:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

Цитата:
заменил жидкость в ГУРе тишина стала в авто жалею что раньше сам не заменил.

А какую жидкость заливал?
А кто-нить пробовал лить жидкость от иномарок? Конечно не все жидкости иностранные можно отнести к иностранным, но все же. Просто было дело поехали в сервис на АУДИ 80 Б4 96 года заменить жидкость в ГУР с родного, на ТЕХАСО, в итоге ГУР реально заработал как на ГАЗ со звуковой поддержкой :) Может заводского залить в наш гур и не мудрить?

Автор:  нормативщик [ Вс фев 07, 2010 15:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

Aleksandr II писал(а):

Цитата:
заменил жидкость в ГУРе тишина стала в авто жалею что раньше сам не заменил.

А какую жидкость заливал?
А кто-нить пробовал лить жидкость от иномарок? Конечно не все жидкости иностранные можно отнести к иностранным, но все же. Просто было дело поехали в сервис на АУДИ 80 Б4 96 года заменить жидкость в ГУР с родного, на ТЕХАСО, в итоге ГУР реально заработал как на ГАЗ со звуковой поддержкой :) Может заводского залить в наш гур и не мудрить?


Залили мне на сервисе декстрон-2 Ликви Моли (красная жидкость)

Автор:  CROCRIDER [ Пн фев 08, 2010 03:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

нормативщик писал(а):

Залили мне на сервисе декстрон-2 Ликви Моли (красная жидкость)


ПлюсадЫн!

Автор:  Суворов [ Вт фев 09, 2010 12:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

а я мобил ATF DM юзаю... :ad:

Автор:  dolphin6786 [ Вс апр 04, 2010 21:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

Ребята, жижку ГУРа нужно ли менять и с какой периодичностью??? :bk: :bk: :bk:

Автор:  Алексашка [ Вс апр 04, 2010 23:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

dolphin6786 писал(а):

Ребята, жижку ГУРа нужно ли менять и с какой периодичностью??? :bk: :bk: :bk:

раз в два года
независимо от пробега, вроде бы

Автор:  CROCRIDER [ Вс апр 04, 2010 23:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

Не реже 60 мегаметров!!!

Автор:  ADR [ Пн апр 05, 2010 12:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги


Автор:  Суворов [ Пн апр 05, 2010 15:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

T101 писал(а):

Offtopic: 1 км=1'000м, 1Мм=1'000'000м прально?


Автор:  ADR [ Пн апр 05, 2010 21:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги


Автор:  Alexis [ Сб май 29, 2010 01:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

У меня ГУР отечественный - шипит как кошка на ротвейлера )))) но вроде гурит как надо. Зимой ноет пока не отогреется масло - гдето сек 30 ноет точно. Лью обычный ЛюксОйл. Слышал что если залить синтетику в русский ГУР то насос разлетится. Решил не экспериментировать.

Примерно раз в год предпринимает попытки погудеть.... попытки прерываю вливание присадки ХАДО для ГУР. Утихает почти сразу. Заливал прошлым летом - присадки хватило до этой весны. Вот пару месяцев назад залил снова - пока все в пределах нормы. Пробег только в моем пользовании - почти 40 т. До меня машинка бегала еще 300т... в военном ведомстве. Сомневаюсь что там кто либо ей менял ГУР.

Автор:  OVERkill [ Чт июл 15, 2010 18:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

Отдали мне тут 1 Волгу , с МОшной базы. Ехал домой на ней, усердно крутил руль, думая что машинка без ГУРа. На следующий день открыл капот и с удивлением увидел бачок под минеральное масло... Масла, правда, в нем не обнаружилось. Насос мокрый, но не гудит, как бывает при отсутствии масла в системе. У меня вопрос... насос сразу на помойку? :bw:

Автор:  Суворов [ Пт июл 16, 2010 02:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

я бы для начала масла в него залил и покрутил пару раз от упора до упора влево-вправо на заведенной. кстати может течь со шланга, что хомутом обжимается аккурат на насос... есть смысл поглядеть на его состояние, чем сразу менять насос.
кстати, мотор какой?

Добавлено спустя 1 минуту 18 секунд:
на гур общий ремень идет?

Автор:  OVERkill [ Вс июл 18, 2010 13:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

На насос ремень отдельный идет, натянут нормально. Двигло 402 под 92 который. Я посмотрел, проблема еще в том, что там залита какая-то дрянь, вместо минералки... по виду и ощущениям это веретёнка = Может из-за этого и подавило патрубки. Придется еще и сливать останки масла оттуда...если они остались... При разворотах, когда руль упирается уже, появляется характерный звук, как на нормально работающем насосе.

Добавлено спустя 4 часа 30 минут 42 секунды:
Слил останки масла... залил новую жидкость для ГУРа. Руль сразу ожил, поглатив весь расширительный бачок. Долив еще жидкости, стал вращать рулевое колесо из одного крайнего положения в другое, доливая масла до сетки бачка, пока то не перестало уходить. Затем открутил штуцер на самом редукторе и выпустил воздух. Только вот странный звук остался, как будто система сосет воздух, ну и естественно раздается скрипучий звук. Посмотрел подтекания...капает с шланга, который идет от бачка к насосу. Сам шланг целый, но когда снят хомут он буквально "залетает" на впускной штуцер... он должен так делать или нужен шланг, который будет натягиваться на него с усилием?

Автор:  Суворов [ Пн июл 19, 2010 10:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

шланг довольно плотно должен садиться. попробуй его поменять.
Может из-за плохого масла клапан заедает, стоит сзади насоса посередине под крышечкой, наверное есть смысл промыть его, только аккуратно, не потеряв ничего.

Автор:  OVERkill [ Пн июл 19, 2010 18:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: ГУР для Волги

Постояла ночь, утром под машиной обнаружилась лужица. Потеряла порядка 150мл жидкости... Весь насос мокрый... видимо от прошлого масла подавило все сальники. Надо снимать, менять сальники, заодно посмотреть на состояние других частей, может он не стоит ремонта. Шлаг оказался на редкость мягким и качественным, просто растягивался хорошо, плюс штуцер в масле, поэтому и одевался легко. Когда ходил искал замену, все на меня странно смотрели и спрашивали где я такой достал...

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/