Не любит моя машина высоких скоростей.
Эпизод 1.
Ехал я по новой, свежепостроенной, трассе. Раньше прыгать больше приходилось, а теперь она ровная и прямая как стрела. На спидометре стрелка подошла к 160-ти. Обгоняю двух попутных. Сначала появился странный запах, но это не показатель вообще. Затем зажегся красный индикатор аварийного давления масла и приборка выдала на ЖК экране совсем не красивые цифры этого самого давления масла плюс включила аварийный зуммер. Пришлось выключить шарашащюю на полную Metallica, и осторожно останавливаться с этой скорости километра четыре-пять. Экран указателя давления - 0,1-0,4 кгс, аварийная лампа горит, не мигая.
Ну ночь конечно. До города далеко. Поднимаю капот - весь двигатель и всё подкапотное в масле. Масло стекает отовсюду и портит мне при это новые голубые замшевые туфли.
Не в первый раз отказывает машина. Я расслаблен и спокоен. Немного привык. Дети с женой тоже не волнуются. Прошу их достать их пафосные мобилы и осветить потроха пролетарской Волги.
Маслорадиатор горячий. Шланги к нему подходят и не слезли. Отводящий воткнут в картер по прежнему, а вот подающий - слетел. Сорвалась заводская завальцовка подающего шланга масляного радиатора. Шланг с обжатым стаканом висит, его штуцер торчит. Вместе не соединены. На штуцере ни следа завальцовки.
Снимаю стакан, надеваю шланг на штуцер, обжимаю хомутом. Да, конечно, у меня есть и нужные хомуты и заглушки в блок, чтобы заглушить вход-выход на маслорадиатор. Это же Волга.
Завожу двигатель - стучит. Загорелась лампа CE. Двигатель выключил, лампу погасил (забыл одень разъем на адсорбер). Закрываю семью в салоне, хлопаю багажником и топаю к ближайшей заправке.
Эпизод 2.
Идти километров пять в одну сторону. Как раз здесь же я год-два назад свернул рога шкиву генератора и меня тащили ВАЗ 2121 потом.
Двигаюсь себе по обочине, никого не трогаю. Вдруг раздается звук, я бы сказал, потустороннего происхождения. Далек я от этих дел, да и автомобильная техника не может издавать такого воя в перемешку с визгом да еще и децибелл на 300. Смотрю на черное небо в поисках хотя бы падающего Ми-24 - но ни проблесковых маячков ни прожекторов. Как в кино - не выходит картинка. Самолеты тоже обычно с пламенем и всем таким в землю ввинчиваются. Нет самолета тоже. А безумный звук всё нарастал.
Это был байк. Как? Ну как можно на таком ездить? Ехало оно, я бы не сказал чтоб быстро, но и не совсем медленно. Что случилось с системой выпуска данного велосипеда - я даже придумать не могу. Как может, пусть 4-х цилиндровый двигатель, издавать такие вопли - выше моего понимания! Мои потом рассказывали, что они легли от страха на сидения.
Эпизод 3.
Пересекаю травяной круг внутри кольцевой развязки по прямой. Оператор заправки гладит толстого кота уличной расцветки, положив ноги в носках на стол. Ночь, никого вообще нет вокруг. Прошу одарить маслом 10w40, полусинтетика, 6 литров. Выбирать пришлось из двух. Выбрал старого знакомого - Mol Dynamic. При покупке машины оно у меня было залито в машину и двигатель работал отлично, а масло убирало все отложения. Позже Total Classic. Канистра Mol показалась мне вообще не похожей на ту, что у меня сохранились, но выбора не было, в общем то, никакого.
Идет чувак ночью по дороге в темноте. Тащит куда-то емкости с маслом. Мне было жарко от быстрой хотьбы, когда я вернулся к одиноко стоящей на обочине черной машине. Не теряя времени заливаю. Две литровые вошли быстро. Мало. В четырехлитровой канистре не было встроенной лейки. На моих старых канистрах - была. Заливаю из нее, поливая пролитым маслом двигатель дополнительно. В общем 2,5 литра влил, покамест масло не появилось на щупе. Едем.
Завожу - стук пропал. Гидрокомпенсатор, чтоб его. Ну хорошо что только он. Машина завелась, еду очень аккуратно, поглядывая на указатель давления. Он зашкаливает выше 5 кгс, и срабатывает зуммер. Ну новое масло, холодное еще. Боюсь за самодельное соединение, часто останавливаюсь проверять. Потом маслорадиатор стал горячим, а шланг остался на месте и я успокоился. Клапан открыт, всё в порядке.
Вскоре мы дома.
Очень страдал по поводу порчи всяческой резины под капотом, но ночью больше приключений не хотелось. Гугл показал, что сегодня - День автомобилиста.
Эпизод 4.
Прошу жену выдать моющее средство "Fairy", которое творит чудеса. Ведро взял у рыбок, другого не нашлось. Тряпок набрал у дочки.
Мыть пришлось утром не только все шланги под капотом а еще и обе правых двери, заднее крыло, бампер и два колеса. Всё было в пленке масла.
Окружающие меня пенсионеры, вышедшие на субботник, громко возмущались при виде мужчины, моющего тряпочкой, теплой водой и мылом машину, в то время как они прибирают домовую территорию. Причем я эту территорию своими пятью метрами еще не слабо так загородил. Ну на личности не переходили, лично ко мне не обращались (а я был сильно небрит) а посему их стенания - мимо.
В принципе машина ходит. Но, на всякий случай, походы выполнены пешим порядком. Во время пандемии и удаленной работы размяться не помешает.
Ищем новый шланг. И что я вижу - а то, что нет шланга! Есть, но нечто невообразимое по качеству как заделки так и "пластмассы". Резиной этот шланг даже с натяжкой не назовешь. Обещали привезти в пятницу на заказ. Приходит, осматриваю - выбраковываю тоже. Откручиваю свой штуцер, мне делают на нем вальцовку грибком. Сажу свой шланг на обновленный штуцер и задавливаю двумя хомутами. Ну а что - хороший маслобензостойкий шланг я всё равно купил с сильным запасом. А зачем его новый ставить, коли родной старый шланг живее всех живых. Пусть дальше работает.
Эпизод 5.
Прошли выходные, это когда я шланг обжимал. Вроде всё хорошо с машиной, только давление шкалит вверх. Ну да мне хватило предшествующих эксцессов, и быстро я не ездок теперь больше.
Выглянуло солнышко, настроение поднялось и на непрогретой машине я довольно таки лихо тронулся с первой. Спустя три сотни метров я услышал запах ОЖ, остановился, и увидел хорошо знакомое бурление Тосола в расширительном бачке.
Это понедельник. Во вторник, помня что в прошлый пробой прокладки я наездил чуть не месяц, везу моих в школу. Школы работают, не смотря ни на что.
Нет - ОЖ выливается с газом и без газа, машина глохнет и собирается троить. Оставил ее на оставшиеся до пятницы дни. Нет ей доверия, может окочурится в любой момент. Отвожу и забираю детей пешком. Да, спорт и движение - полезны!
В пятницу покупаю Волжскую прокладку из материала ВАТИ-16. Старая такая же продержалась 2 года, и если бы не мое головотяпство, может походила бы еще. В общем, лучше, думаю, не найду. Металл и всё остальное мракобесие Евро-3 - это не ко мне. ОЖ - 10 литров, тюбик герметика Zollex, немного прокладок. К ремонту готов. Потерял два часа на поход за всем этим. Ну пешком, как же еще.
В машине я был совсем не уверен и вот, собственно, не зря. К месту ремонта ехал я только на 4-й передаче, чтобы поддерживать необходимую циркуляцию в системе и повышенные обороты двигвтеля. Смотрел больше на указатель температуры ОЖ, нежели на дорогу. Даже на пропан забыл переключиться, поскольку прогревать до рабочей решил бензином. Глохнуть я ей не давал оборотами. Постоянно проверял рукой воздух из воздуховодов на теплоту.
Через 5 км за машиной уже была видна дымовая завеса. Через 15 температура начала расти с 80 до 85, потом 90. Было видно, что температура скачками то поднималась то опускалась в зависимости от задаваемого мной двигателю режима. Температуру я ловил скоростью движения, чтобы получше продувался радиатор и оборотами двигателя - поднимал или опускал степень циркуляции. Двигатель работал скверно. Я боролся с темепературой и ожидал скорой неприятной развязки.
Когда подъезжали к дому, я сказал: - Сейчас машина заглохнет и будет много дыма. Всё в порядке, так и должно быть.
И верно - только я убавил обороты - всё так и произошло. Машина завелась потом, и с трудом, разливая ОЖ в виде пены и капель, всё же дала себя загнать в гараж для ремонта.
Эпизод 6.
Расстелил картон на полу гаража для снимаемых деталей, подготовил инструменты. Картина классики сюрреализма - справа под капотом всё в масле, слева - в Тосоле. Сливаю ОЖ в таз, много пены, ну и дальше по сценарию.
После обеда ГБЦ была у меня в руках. Да, черные клапаны 4-го цилиндра и мокрая прокладка в районе него же. Где там разрывы и порывы прокладки - я не вижу. Просто пробой газов и всё.
Решил не спешить со сборкой, как планировал раньше, и отфрезероавть голову. Я был уверен, что она ровная. Болты ГБЦ все как один открутились с одинаковым моментом. Пришлось даже применять удлинитель на вороток. ГБЦ не перегревалась.
Возвращаюсь в город на Ланосе, порядок в котором и наводил в оставшийся выходной. Машина была немножко похожа на помойку. ГБЦ от Волги лежит на тряпке в багажнике.
Везу в понедельник ГБЦ на фрезеровку к уже известному специалисту. Там меня тыкают мордой в "критическое" расстояние между окнами ОЖ и камерой сгорания. Это на 1-2-3 -м цилиндрах. Говорю что виноват 4-й - а на нем как раз с окнами гут. Просят привезти ту прокладку, что стояла. Она у меня далеко. Еду в ближайший магазин за аналогичной ВАТИ и еще несколькими разными для 406.
По словам специалиста, очень странно, что прорыв произошел по 4-му. Он приложил прокладку к ГБЦ и, уверенно, чертилкой, обвел металлическую окантовку прокладки, которая была не вровень с камерой а примерно по середине перемычки с каналом ОЖ. Ноунэймовые прокладки, которые мне дали бесплатно четыре штуки легли гораздо ровнее и точнее.
Вердикт - брак прокладки. Согласен я с этим или нет - сложно сказать. Я не прогрел машину по холодной погоде - вот и вся моя вина. В теории двигатель не должен так странно реагировать на столь простое головотяпство.
ГБЦ ровная, перемычки отфрезеровали примерно на 0,3 и они стали все "хорошими и правильными". Ничего наплавлять, как собирались, не надо. Возможно виновата плоскость блока. У нас хорошо с чугуном работать не могут - надо будет, если придется, искать по крупным городам. Процент вины блока крайне мал, но есть. Поглядим.
Снимал потом напильником недофрезерованный уголок спереди слева. Из за моих накрученных болтов и датчика РВ ГБЦ плохо легла на станок. Ну там не критичный участок.
Эпизод 7.
Собираю двигатель на выходных. Как обычно, два дня напряженного труда. В субботу полдня ушло на очистку и подготовку к постановке деталей. Были прогнаны все внутренние резьбы ГБЦ и резьбы всех болтов, входящих в нее. Так же поступил с впускным коллектором. ГБЦ очищена пинцетом от стружки и продута воздухом из пылесоса. Компрессора у меня нет. Все сопрягаемые поверхности очищенны без насилия и царапин от старых прокладок и окислов и обезжирены. Растворитель был такой качественный, что несколько дней спустя у меня слезла кожа в нескольких местах.
Неприятность была с задней крышкой ГБЦ. Мне дали прокладку от Евро-3. Она не под квадратную, как на Евро-2, полость для ОЖ, а под треугольную. Стало быть не подходит. Посадил столь ответственную крышку только на герметик, без прокладки.
Вечером первого дня я любовался посаженной на место ГБЦ и цепью на распредвалах. На этом день закончили.
На второй день утром я проверил метки, дважды повернув коленвал - метки не совпали. Снова разрядил-зарядил натяжитель цепи, Снял звездочки распредвалов и переставил цепь на один зуб. Натянул цепь. Теперь правильно.
Уже давно была ночь, когда я дособрал всё что требовалось. Не стал менять вызывающие сомнения хомуты, резинки, шланги и патрубки. Это крайне долго. Собрал как было до разборки, заменив пару сломанных деталек крепежа. Как обычно, сильно нервничая, завожу машину.
Завелась с третьего раза "с газом". АКБ был предварительно заряжен. Ему не легко сегодня.
Жду. Заполняю ОЖ после прогрева. Сильный стук гидрокомпенсаторов. Двигатель трясет. Работает вроде норм по мех. части, но что то идет не так. Я это уже знаю. Ну - посмотрим.
Покатался немного - стук сильный. Не пропадает. Давление масла - 4,5-5 на оборотах 2000. На холостых - 2,5. Фиг с ним, все ждут, оделись уже, надо ехать.
Не прошли траблы и за 30 км пути. ГК вроде перестали стучать, но добавился сильный периодический скрип. Скрип не пропадал.
Все выходные провел в гараже при околонулевой температуре. Хоть и был одет, простыл. Сл. неделя прошла на таблетках.
Эпизод 8.
Покупаю новый ролик для ремня генератор-водяной насос. Может и он. Перетянул ремень, потом отпустил немного - вот смазка из ролика и вышла.
В четверг надо ехать в г.Запорожье, забрать родственников из аэропорта. Надо было принять решение на какой машине ехать. На Волге - шумно, стремно, но с комфором и дешево. На Ланосе - без комфорта, дорого, но зато надежно. Три дня поездок на Волге показали, что ей становится всё хуже. Поехал в Запорожье на Дэу.
До Ланоса ехал на Волге под сильный скрип, постоянный гидрокомпенсаторный стук.
Потом на тихом Ланосе я отмахал почти 500 км за несколько часов. Дорога отличная теперь. Как раз для этой машины. Мне даже понравилось. Пришлось только объезжать многочисленных сумашедших животных, поскольку на этой машине не рекомендуется их уничтожать. Уже вернувшись домой, (на Дэу, Волгу не стал брать), успел еще заехать и купить термопасты для замены в видеокарте сына, что то карта стала греться сверх нормы. Этим же вечером и поменяли пасту. FueMark сказал что всё нормально.
Из мыслей как исправить положение по ГАЗ было только либо масло либо забитый масляный канал при сборке. Я то вообще то использую герметик при посадке прокладки ГБЦ. Обвожу им полость под цепь, поскольку там болтов нет и очень не плохо улучшить соединение. Там же спереди рядом, оббитый металлом овальный канал под масло. Но не мог я столько дать герметика чтобы он затянулся. Ну никак. Грязь в канале ГБЦ не исключена, поскольку у меня нет компрессора. Редукционный клапан маслонасоса тоже как вариант с грязью имеет место быть, но это можно будет проверить только со сменой масла.
Из мыслей что может скрипеть - ролики, ремни ну или что то в ГБЦ. Хотя если ГБЦ - оно бы загнулось километров за пять. А так - пока ездит же.
Снимаю клапанную крышку (выходные) для проверки. Три ГК болтаются под отверткой, не доставая до кулачков. Такого быть не может. Естественно, я разряжал ГК и протирал со всех сторон перед установкой. Сборка двигателя у меня включает использование пачки бумажных салфеток и множества ушных палочек.
Также проверил работу натяжителя цепи на всякий случай - ну вдруг он "застрял" или "расслабился", и поэтому гремел. Нет, рабочий. Его я тоже чистил как мог при подсборке.
В общем, гидрокомпенсаторный стук решено было лечить маслом. Заменил. И фильтр заменил. Огромный немецкий ушел в мусор, маленький ВАЗ 2108 занял его место. Ну - что было в магазине. Масло тоже еле купил. Фирма, где его постоянно покупаю -закрывается. Собирали остатки.
Завожу - стучит всё по прежнему. Не удивительно. Надо каналы прокачать оборотами, причем нагретым жидким.
Ну что, друзья - таки масло! Нет сомнений, что ОЖ в масло не попадала. В картере было только масло. Оно было прозрачным, хотя и черным. Уровень не повышался. Купленные и залитые на заправке 2,5 литра левого (еще 1 литр я потом долил хорошего Total) и вызвали ГК-стук на горячем двигателе плюс высокое нездоровое давление.
Хотел померять мех.манометром нонешнее давление, да китайский маслодатчик так четко застрял в тройнике, что открутить я его не смог. Но даже если он и врёт - давление на 0,7 - 1 атм. понизилось. Стук пропал. Движка работает ровно и на холодную и на горячую.
Эпизод 9.
Скрип остался. Работал с ним сегодня. Был заменен ролик ремня генератора - есть скрип. Набил новой смазкой старый ролик 2112 ремня компрессора - есть скрип. Снял ремень компрессора - есть скрип. Снял ремень генератора - нет скрипа.
Значит не голова. Уже хорошо. Скорее всего и не генератор. Скрип периодический, в такт работы ремня по шкиву коленвала. Генератор быстрее вращается. Водяной насос - вряд-ли. Но не опасно в этом случае. Ремень?
Посетила мысль, что ремень может приработаться другой стороной. Дважды надеваю ремень на шкивы. Одной стороной вроде даже скрипеть перестал. Да, он старенький и видавший виды этот Bosch. Но крепкий. Из нового ролика генераторного ремня оборотами выдавило смазку. Перестарались китайцы.
Вроде, по своей воле после прогрева, перестало скрипеть. Вернее - осталось легкое поскрипывание, не то, что раньше. Я подожду. Видимо сломал геометрию ремня, когда поставил другой стороной. Вроде как и ерунда, и не может такого быть, но вот есть такое наблюдение.
Я доволен работой машины. Простил.
|