Так и сделаю, спасибо за мысль.
***
Сцепление. Последняя деталь в трансмиссии, в которую я еще не залез на 31105. До этого были последовательно КПП и ЗМ.
И опять впервые. Рычажное сцепление на старых машинах вообще о себе не напоминало даже на 150 тыс. пробега на первой и неизвестно сколько сотен тысяч на второй. Причем работали они идеально, мягко и точно. Дальше было сцепление Опель Омега А, с ейным-же двигателем. Уже диафрагменное. И тоже - 30 тыс и нифига. Очень мягкое и точное.
Теперь 31105. Диафрагменное. За месяц до покупки машины старым хозяином было поставлено все новое, кроме маховика. Производитель неизвестен. Хватало оно плохо, если с добавлением газа - то машину трясло. Если по чуть-чуть - нормально. Усилие на педали очень большое. Со временем привык. Дальше вроде приработалось, трясти перестало. Но на оборотах выше 3000 в гору иногда сцепление срывало. Движок воет, машина не разгоняется. Обычно такое случалось на трассе, на обгонах. Ладно, не часто же.
Тем не менее прошлой осенью на моей 20-й тысяче стало совсем весело. Сцепление буксовало в горку на 4-й передаче, а переехать через поперечную канаву с первой даже передачи становилось неразрешимой проблемой - только ходом, с разгона. Смешно не смешно, но заехать в лужу и остаться там навеки перспектива маячила частенько.
Еще хуже стало зимой. Чем температура была ниже, тем приходилось больше думать головой. В горку, летом на которую на 4-й, стало возможно только на 2-й. Даже на третьей с разгону - никак. Выше 2000 об/мин двигатель всегда "срывал" сцепление и уходил в набор оборотов без разгона даже на прямой.
Апофеоз - минус 20, я не могу переехать через ветку 0,5 см в диаметре. Пришлось сдать назад и немного разогнаться. По мере прогрева трансмиссии сцепление слегка возвращалось, но все равно что такое обгон я уже почти забыл за полгода.
Есть плюс - стоит слегка поставить ногу на педаль, как передачу уже можно включать. Даже удобно.
Выбор сцеплений для 406 - огромен! Есть спрос, зараза! Ну где это видано, чтобы лучшее немецкое сцепление Sachs ходило аж до 100 тыс! Ну что это за результат? Зла не хватает. Обычные комплекты 30-50 тыс ходят. Это из не плохих. Заводские детальки поболее - 60-100. При этом тотально жесткие пружины. Мягкие только у некоторых, которые тоже не живут как советские рычажные. Советские рычажные их перехаживают раз в 5-6.
И не надо напоминать про выросший крутящий момент и про мощность. Не та это мощность и не на той машине чтобы убивать диск за 30 тыс. Тупо плохие комплекты и все.
Что там происходит с моими детальками - я не знал. Хотелось купить все вместе. Нажимной и ведомый. Но тот-же Закс стОил несоразмерно моей зарплате, а всякие Лук и Валео подделывались по отзывам почти все. Вроде и не дорогие, но больше доверия было ГАЗ и ТМЗ (тюменский мех.завод).
Мне очень понравились закрытые восемь двурядных пружин последнего. Плюс то, что их продукция в основном грузовые ведомые диски, что вселяло уверенность что делают они их соразмерно нагрузкам.
Но тут напал пробой прокладки ГБЦ а потом радиатор, и сцепление я отложил на потом. Только собрался покупать новые диск ТМЗ и кожух ГАЗ как подвернулся комплект такого-же, только слегка б\у и впятеро дешевле. Мужик себе поставил КПП форд а от лишнего избавлялся. Толщина диска - 8 мм, почти новый. Кожух нажимного диска меня мало интересовал, но что с моим - я не знал, и на всякий случай лишний не помешает.
У этого комплекта открутился один из болтов кожуха и нажимной слегка потерло возле центра (машина на старте дергалась). Ну да фиг с ним за такую цену.
Поскольку методика замены сцепления (дифрагменного онли) расписана в Инете так часто и подробно, что создается впечатление будто волговодам больше заняться нечем, кроме его замены, подробное описание опущу.
Масло с КПП слил. Так спокойнее. Кардан снял, Кпп сдернул.
Дальше началось неведомое.
Снял картер сцепления, 10 гаек, вытащив из него выжимной. Выжимной отличный, металлический. Хо-хо, сцепление рыженькое, горевшее стало быть. Но сухое, это хорошо. Задний сальник КВ держит.
На ведомом диске виднеется надпись “germany”. Ну да, прямо для Волги эксклюзив, ага.
Вложение:
Комментарий к файлу: Такая открылась картина.
cz_o.jpg [ 374.6 КБ | Просмотров: 7533 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Типа Германия
cz_o2.jpg [ 387.08 КБ | Просмотров: 7531 ]
Со стороны маховика накладка стерта больше, это плохо. Доставалось больше маховику.
Вложение:
Комментарий к файлу: Так выглядел старый диск между маховиком и нажимным.
disk_o.jpg [ 272.14 КБ | Просмотров: 7531 ]
Да, маховик далеко не новый. Но сойдет. Радиальных волн нет, только концентрические. Стерт примерно до 0,5 не больше. Сцепление не вибрировало, значит в проточке не нуждается.
Вложение:
Комментарий к файлу: Маховик крупным планом.
makh1.jpg [ 363.02 КБ | Просмотров: 7531 ]
Нажимной диск – копия маховика. Стерт так-же и настолько-же. Трещин, черноты и всего такого нет. Сойдет.
Вложение:
Комментарий к файлу: Мой нажимной крупным планом.
disk_kr.jpg [ 386.64 КБ | Просмотров: 7531 ]
Ведомый диск ничего так, до заклепок еще далеко к счастью. Мне казалось что там не осталось ни заклепок ни накладок. Однако не все так плохо, 5 мм остаточная. Это что ж за материал накладок такой, который потер маховик и нажимной? Абразив какой-то выходит. Так быть отчасти не должно.
Вложение:
Комментарий к файлу: Степень износа диска со стороны маховика.
disk1.jpg [ 368.58 КБ | Просмотров: 7531 ]
Отчасти – поскольку теоретически диск сцепления должен стираться лишь самую малость, в момент старта. Дальше он должен быть жестко зажат и неподвижен относительно нажимного и маховика. Это в теории. На практике какие-то бараны не правильно отрегулировали мне ход педали, а потом, как оказалось, и шток РЦС. Из-за этого сцепление было полувыжатым и стерлось довольно быстро при очень щадящей эксплуатации. А стираться оно начинает в геометрической прогрессии согласно всех законов физики. Чем больше ведет – тем быстрее стирается. Чем больше стирается – тем сильнее ведет.
Подшипник маховика проверил – нормально.
Все детали сняты. Принято решение безусловно ставить новый диск и оставить старый кожух с нажимным. Проверять по книжке ход я не стал, деваться некуда.
Вложение:
Комментарий к файлу: Маркировка диска Microsoft
diskmarkms.jpg [ 399.36 КБ | Просмотров: 7531 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Маркировка диска ТМЗ. Приятно, что есть надпись про маховик. Не ошибешься. Диск от УМЗ-421.
diskmarktmz.jpg [ 414.44 КБ | Просмотров: 7531 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Кожухи. Справа лепестков больше. Его и поставил.
korziny.jpg [ 355.04 КБ | Просмотров: 7531 ]
Аргументы выборы кожуха MS Germany – он был уже у меня в работе раз, и бОльшее количество лепестков, нежели на ноунейм с неизвестным прошлым - два.
Вложение:
Комментарий к файлу: Диски в сравнении. Левый - ТМЗ. Пружины явно лучше, как и исполнение.
disk_2sht.jpg [ 454.05 КБ | Просмотров: 7531 ]
Детальки протер бензином. Оговорюсь, бензин бесплатный, из старого топливного фильтра. Сейчас бензин дороже амбры в 18-м веке. Теоретически ведомый надо бы изопропиловым спиртом, как замасленные колодки, но про это я вспомнил, когда уже все собрал. Думаю прокатит.
Предварительно был найден первичный вал. Можно бы было выточить оправку. Чертеж появился в книжках, начиная с 3110. Бывают пластиковые шаблоны. Есть методика сперва загнать КПП, а потом обжать кожух. Это уже какое-то порно получается. Я человек традиционной женолюбной ориентации – поэтому предмет на фото был зверски выбит кувалдой из отслужившей свое 4ст КПП.
Вложение:
Комментарий к файлу: Первичный вал как оправка.
opravka.jpg [ 373.18 КБ | Просмотров: 7531 ]
Интересно, что оправка с трудом входила в «немецкий» диск, и гораздо легче в тюменский. Так и вышло: коробку мы в тестем впихали в этот раз с лета, с первой попытки. Аж не поверили сперва. В прошлый раз минут двадцать корячились.
Но это потом. А пока я обжал кожух с диском вокруг оправки. Потом очистил картер от двух кг земли и пыли. Потом подготовил КПП, пропитав поролоновые кольца трансмиссионкой, смазав ею-же посадочное выжимного и Литолом шлицы первичного, очистив их металлической щеткой.
Вложение:
Комментарий к файлу: Картер.
karter.jpg [ 406.9 КБ | Просмотров: 7531 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: Маркировка картера.
mark_karter.jpg [ 445.9 КБ | Просмотров: 7531 ]
С картером был прикол. Оказалось, что стартер крепится непосредственно к нему. Довольно остроумно. Понравилось.
Все это довольно долго, поскольку кожух – 6 болтов, картер – 10, КПП – 4, выпуск – 2 фланец, 2 кронштейн к КПП, кардан – 2 на пром.подшипнике, 4 на хвостовике, траверса КПП – 4 к кузову 2 к подушке. Еще все это надо состыковать и очистить перед установкой. Полтора дня работал.
Вложение:
Комментарий к файлу: Направляющая для посадки картера. Их две.
napr.jpg [ 314.94 КБ | Просмотров: 7531 ]
С траверсой вышла просто мистика какая-то. Она не становилась на место. Т.е. под весом КПП, слегка согнутая – нормально. А вот открученная от КПП – никак. Больше часа, как дебил, я ее пытался навроде пазла вписать в кузов. И никак. Дальше болгарка, искры, и оно на месте. Что за конструкция такая – я так и не понял. Какие-то буферные резинки, которые у меня никак не нужны. Какие-то непонятные выступы сверху… Может и есть в этом скрытое послание благодарным потомкам от ГАЗ. Но я его, честное слово, не вкурил.
Просидел в яме весь день. Домой пришел черный как истопник. Неплохо подкачался за день.
Картина маслом: я только что содрал коробку со шпилек, и в позе Ленина с бревном, держу ее на горбу, обнимая руками, прижимая к шее и морде, чтобы не уронить. Стою, думаю как бы опустить вниз. Жена вышла на крыльцо: «-АБЕД-Д!!!». Я (очень тихо) – «… ааа…». – «… бегом давай! Чего ты там возишься?».
Вложение:
Комментарий к файлу: Маркировка "самой последней" КПП - 311055.
kpp_mark.jpg [ 419.52 КБ | Просмотров: 7531 ]
На утро оставил сущий пустяк – РЦС и проверку всего. Не без приколов.
Я твердо знал, что сцепление работает и без попадания вилки на «уши» подшипника, только плохо и недолго. Поэтому точности попадания вилки уделил много времени, пытаясь заглянуть в отверстие пыльника. Яма у меня узкая, пожалел, что не имею глаз как у виноградной улитки – на стебельках.
Штока РЦС было катастрофически много! Просто капец! Я нашел еще один шток (цельный). Он был такой же по длине, как мой. К счастью, и это большое везение, на РЦС с надписью «ГАЗ» шток оказался регулируемым. С большим трудом, завернув резьбовую его часть до конца вглубь, я упер его в вилку. Видимо, кто то умный, не дал себе труда это сделать прошлый раз (кожух же тот же самый остался) и тупо, подвинув чем-то вилку, впихал шток в распор. Конечно, сцепление по любому будет до конца не отпущенным. А это пробуксовка.
Тут-же меня посетил сеанс осмысления необходимости регулируемого штока. Раньше то такого не было никогда. Теперь – кожухи разные, выжимные тоже. По любому за всеми не уследишь и регулируемый шток просто находка. Очень понравилось.
Прокачав сцепление (иначе шток РЦС не утопить), я приступил к испытаниям. Сцепление берет в самом «конце» хода педали. Почти возле полика. Так и быть должно для нового диска. К машине пришлось привыкать. Даже сидение подвинул вперед (оно у меня до конца назад всегда отодвинуто), чтобы легче было выжимать сцепление.
Подумав, я немного выкрутил шток. Буквально на 3 мм. Это временно, пока притрется диск. Я не чувствую грани блокировки, и машина идет рывками. О-о, теперь уже лучше, можно на полувыжатом сцеплении маневрировать. Повторюсь, чуток притрется, отпущу. После всех событий очень не хочу получить постоянно недовыключенный диск. Пусть я буду лучше как в учебнике – «всегда нажимайте педаль сцепления до упора в полик».