1. Стартер. Неделю проездил на стартере, который "не возвращается" и рычит. После запуска двигателя пугающие удары зубами маховика по шестерне обгонной муфты секунд 5-7, пока она не отойдет на место. Очень страшно, надо признаться. За железо страшно.
Муфта возвращалась назад неохотно со дня покупки машины, т.е. года три она себя так ведет. Зимой она как-то раз вообще отказалась возвращаться на место, вращаясь вместе с двигателем, пока я не выключил зажигание. И так три старта, а на четвертый она так здорово защелкнулась на место, что не подавал признаков неисправности до сей недели. И тут вот заартачилась.
Стартер снять не сложно, был бы кардан и торцевый ключ. Снимаю я его вверх, хотя всякие потроха адсорбера и ГБО активно этому сопротивляются. Вот такая картина:
Вложение:
st.jpg [ 379.58 КБ | Просмотров: 7797 ]
Сначала я подумал, что выпала втулка шестерни обгонной муфты. Оказалось, что она не выпала, а просто размазалась по валу ротора.
Разбираю стартер по букварю (первый раз делаю), засад никаких. Снимаю муфту. Втулка съелась на полмиллиметра. Весь материал - на стальном валу. Чищу вал наждачкой от бугров и вмятин и достаю смазку "neste molygrease". Спецсредство для подшипников скольжения, работающих в "грязных" условиях, куда смазывать часто не налазиешься. Купил для рулевых наконечников, но в стартере она тоже в тему.
В целях познания окружающего мира был разобран старичок СТ230Б с ГАЗ-3102. Муфта порвана (металл обоймы разорван), поэтому он мне достался в багажнике той Волги при покупке. Диаметр вала - 14, а мне нужен 12,5. Тем не менее было любопытно сравнить старые и "новые" технологии. Старый стартер сделан кострубато - часто серьезное литье, но часто и жесть и микровинтики. Новый стартер однозначно технологичнее и надежнее в целом и деталями.
Здесь я вспомнил, что от юзеров иногда проскакивают странные предложения типа "втулки стартера" и "развернуть". Видимо эти самые втулки обгонной муфты (их две), задней крышки (одна) и по центру вставка (одна) как-то принято менять. Отложим замену муфты на неопределенный срок, собираем стартер, регулируем, ставим на место.
Не работает. Сначала муфта не заходила в зацепление с маховиком, а потом зашла, но выходить отказалась. Странно всё это, ведь только что на столе от АКБ вполне себе стартер работал.
За день я разбирал и собирал до последней детали (кроме тягового) стартер раз сто. Могу теперь с закрытыми глазами. Муфта клинила, не выходила, или не заходила. Дело оказалось в изношенной вилке муфты. Сухари по бокам сточились более чем вдвое и просто застревали в пазу. Пассатижами развернул на 90 градусов заклепанные сухари, чтобы они начали работать как новые - и стартер заработал. Правда не во всех положениях регулировочного эксцентрика - но тем не менее стоит на машине и работает лучше, чем при покупке три года назад.
А втулку и вилку надо менять однозначно, износились. Стартер - БАТЭ, родной для этого двигателя.
2. Подвеска. Найден паразит, достававший меня последние полгода. Стук раздавался из-за послабленого болта нижний рычаг-чашка пружины. Увидел случайно, что на просвет есть щель между ними. Взял чашку домкратом - болт гуляет. Снял все четыре болта чашки по очереди, зачистил, смазал, затянул. Какие-то хитрые гайки с ободками, наверное не должны откручиваться, туго идут. На всякий случай закрепил их трэдлокером.
Болезнь пропала, теперь слышу как стучат рулевые наконечники и вытекший левый передний амортизатор...
3. Шкив КВ под два ремня. Главный хит ремонтного уик-энда. Надо с чего-то начинать установку климата - начал с мега-трэша.
Задача простая - снять однорядный шкив и поставить двухрядный. Всё бы ничего, однорядный снимается за минуту не спеша, да вот фиксирующая звезду втулка, место которой займет ступица двухрядного шкива не давала спать мне последний год.
Для не понимающих о чем речь поясню. За однорядным шкивом находится втулка, которая фиксирует одну из звезд ГРМ. По этой втулке работает передний сальник КВ. Двухрядный шкив выполнен с более тугой посадкой, нежели однорядный. Даже однорядные шкивы разбивает от нагрузки, а уж разные вставки для ремней компрессора разделывают их гарантировано. Во избежание колебаний на валу новый шкив имеет специальную ступицу, которая садится на носок вала от звезды то торца. Т.е. втулку, сопутствующую однорядке, надо удалить, и на ее место забить прогрессивную ступицу нового вала, ее заменяющую. Сальник работает по ступице шкива теперь. На ступицу шестью болтами прикручивается собственно двухручьевой шкив.
Вложение:
shk1.jpg [ 421.13 КБ | Просмотров: 7797 ]
Чтобы снять втулку по хорошему - надо разобрать двигатель и сбить ее зубилом. Для отчаянных - снять переднюю крышку двигателя, облегчив доступ. Только надо будет потом умудриться поставить крышку назад, поскольку по хорошему крышка снимается после съема ГБЦ... Весьма проблемно.
Однако есть пара бдсм-вариантов для осторожных людей, представляющих себе что такое разобрать двигатель или снять его крышку. Два сработавших варианта - цанговый захват (авторство -
https://www.drive2.com/l/6852648/) и кувалда (авторство -
http://forum.allgaz.ru/showthread.php?p ... ost1361483). Промышленно ("Элинж") съем втулки выполняют цангой, которую зажимают мегазахватом и вытаскивают это винтом в торец коленвала. Выглядит эта штука довольно страшно.
Вложение:
s3.jpg [ 72.14 КБ | Просмотров: 7797 ]
На варианте от Элинж я и остановился. Одолжил втулку в местной лавочке, проточил под нее найденную на помойке трубу и отправился к знакомому конструктору Юрке. Юрец наполеоновским взглядом оценил конструктив и выдал, что это все лишнее, а надо сделать так:
Вложение:
Цанга Саша.jpg [ 117.84 КБ | Просмотров: 7797 ]
Договорились, что если у меня не получится, то он сделает чертеж и деталь как у Элинжа.
Шкив монтажками долой, сальник свежий (хотя новый тоже запас) - оставим его, выколупав отверткой. Шпонку снять. Втулка выглядывет из крышки на 4 мм, посадка - прессом. Полдня попыток захватить втулку трубой. Затем нарезал болгаркой пазы - монтажка крошится, а материал втулки рвется, втулку не сдвигая. Зубило заготовил, но бить по коленвалу не решился - это очень опасно. Была попытка засверлиться для зацепа болтами за трубу, но оказалось что материал втулки еще и вязкий и сверло его почти не берет!
Втулка с огромным трудом вращалась метровым газовым ключом, но конечно, не слазила. Так ее расшатали.
Совершенно случайно удалось ее снять вот такой конструкцией:
Вложение:
s1.jpg [ 499.69 КБ | Просмотров: 7797 ]
Вложение:
s2.jpg [ 458.25 КБ | Просмотров: 7797 ]
На трубу наварили хомут от зажима для волговской выхлопной системы для зацепа за него съемником. Второй хомут (этот у меня был советский, от 3102, очень твердый в отличии от современных) выступил в качестве цангового зажима. Съемник, хоть и края его были загнуты, не зацепился за втулку возле звезды и слез. Однако он отлично зацепился за надрезы болгаркой! Пазы болгаркой сделали вокруг втулки, и уже за них зацепились съемником! Слез! Но сопротивлялась втулка по всей длине носка КВ. Картина:
Вложение:
shk2.jpg [ 298.46 КБ | Просмотров: 7797 ]
В глубине виднеется резиновое кольцо (которое не снять наружу) из-за которого не держат масло даже новые сальники. Заменить его можно только разобрав движок. Я не стал его герметизировать, потери масла не значительны.
Вторая часть балета - поставить ступицу шкива. Оказалось что шпонка больше чем ее паз в ступице и режет паз. Ступицу снял, шпонку подточил болгаркой. Дальше как по маслу. Сначала тяжелым молотком через толстую прокладку, а потом задавил ступицу и шпонку болтом. Когда машина начала ехать - затяжка окончена. Болт на трэдлокере. Посадка ступицы да, сопоставима с посадкой втулки по натягу. Чтобы поменять сальник КВ надо снимать ступицу. Однако это не сложно сделать, поскольку любой съемник покрепче сделает это без труда.
Вложение:
shk3.jpg [ 345.49 КБ | Просмотров: 7797 ]
Прикручиваю шкив. На ступицу он садится только в одном положении, есть штифт. С ужасом завожу машину... Стучит... Как страшно! Сердце!!! Двигатель не так работает, стучит!!!
140 км/ч, давление масла в норме... Двиг тянет и крутится лучше чем было. Плацебо, елки...
Стучать перестал, когда я увидел бачок омывателя, закопанный в груде использованных инструментов, и поставил его на место. Стучал двигатель омывателя по крылу
