Продолжение. Немного об истории вопроса. Автор текста
aviator69 https://www.drive2.ru/users/aviator69/Человеку случайному, возможно, покажется странной вся эта затея. Действительно, зачем огород городить, если любую модификацию Волги сегодня можно купить за весьма небольшие деньги! Однако, внимательно изучив модельный ряд ГАЗа, обнаруживаем интересный факт. Для всех седанов, начиная с легендарной 24-ки, существовала модификация в кузове «универсал». Благо кормовая часть всех газовских «сараев» абсолютно идентична. Даже со 105-той мордой успели собрать некоторое количество, хотя внешний вид этих экземпляров вызывает весьма противоречивые чувства. И только седан ГАЗ-3102 в этом ряду стоит в гордом одиночестве. Универсала на базе этой модели в списках газовской продукции не значится!
И, тем не менее, такая машина существовала!
К сожалению в заводском музее нам не удастся увидеть эту машину в металле. Даже прототипу места в экспозиции не нашлось! И лишь фотографии на стендах могут, хотя бы отчасти, приоткрыть завесу тайны, скрывающей сам факт существования этого автомобиля.
Вот фото, запечатлевшее явление первенца. Худсовет обсуждает новый автомобиль. В оформлении передней части кузова прототипа заметны отличия от «нольвторых», пошедших впоследствии в серию.
Надпись под следующей серией фотографий гласит, что на них изображены машины первой промышленной серии из десяти штук, отправленные в подарок XXVI съезду КПСС, который, как известно, прошёл в 1981 году. Однако в случае с универсалом наблюдается неувязка. На газоне надпись: «60 лет СССР», что заставляет думать, что год, скорей всего, всё же 1982!
Вот ещё фото авто, предположительно, из той же партии, хотя не исключено, что это один и тот же экземпляр! Характерные отличия заводских прототипов зеркало на правом крыле и молдинг на пороге.
Увы, эти фото, пока что, единственные документальные свидетельства, которыми мы располагаем. Как известно, в серию машина так и не пошла, и даже её индекс 31022 впоследствии был присвоен другой модели. Что явилось тому причиной, остаётся лишь гадать. По одной из версий, указание было дано свыше. Якобы какому-то высокому партийному чиновнику машина не понравилась. Мол незачем из представительского авто делать транспорт для перевозки корнеплодов!
Однако всё вышесказанное отнюдь не исключает возможности, что такие машины всё же могли строится на ГАЗе по спецзаказу! Периодически такие сообщения, как правило, не подкреплённые какими либо документальными свидетельствами, появляются на страницах различных форумов. То утверждается, что на одной из подмосковных военных баз до сих пор стоят на консервации несколько нольвторых универсалов с пресловутыми экспериментальными ГАЗовскими движками V6 (ГАЗ-2414), то всплывает сообщение о, якобы продававшейся в Москве, списанной из четвёртого управления минздрава санитарке, построенной на агрегатах догонялки, и имевшей, соответственно нольвторую морду, V8 под капотом, АКПП и т.д. Проверить подобные свидетельства чрезвычайно сложно. А, учитывая сколько уникальных машин ежегодно уходит в утиль, вероятность обнаружения экземпляра заводской постройки уменьшается день ото дня!
Другое дело творения энтузиастов-самодельщиков, решивших своими руками заполнить брешь в модельном ряду завода. Но это уже совсем другая история!
Просматривая свою коллекцию фото 02-х универсалов, обратил внимание на номер машины на двух разных снимках. Получается, что сверкающий прототип на первой и изрядно подуставшая машина на второй фотографии, это один и тот же автомобиль! Выходит бегал, таки, заводской универсал по нашим дорогам, и даже возможно, находился в частных руках!