

Конечно интересен, ждем подробный фотоотчет!
Считай, что дождались

, не прошло и трех месяцев...
Итак, РХХ (регулятор холостого хода), он же РДВ (регулятор добавочного воздуха).
Первым делом его чертеж в разрезе, отсканенный в лучшем на мой взгял мануале по 3102 издательства "Колесо". В дальнейшем буду стараться называть детали как на чертеже.
Вложение:
Комментарий к файлу: РХХ в разрезе, профиль и анфас
РХХ.jpg [ 324.75 КБ | Просмотров: 17083 ]
По сути РХХ - что-то среднее между шаговым двигателем (МИКАС может задавать ему 255 или 256 положений (шагов)) и коллекторным двигателем постоянного тока, только без самого коллектора. Напомню: у электродвигателей ротор вращается, а статор стоит на месте. У двигателей постоянного тока (а так же у т.н. "универсальных" - пылесосы, фены-миксеры, дрели и т.п.) различают якорь и индуктор. Якорь - это магнитопровод с обмоткой, индуктор может быть выполнен на постоянных магнитах (пример - волгины моторчики печки, дворников и т.п.), а может быть в виде магнитопровода с обмоткой (стартер). В 99,9% случаев якорь является ротором, индуктор статором. У РХХ все наоборот: якорь закреплен в корпусе, а индуктор, являясь внешним ротором, может поворачиваться на некоторый угол вокруг якоря.
Снимаем РХХ с движка вместе с кронштейном, он нам не помешает, предварительно ослабив хомуты воздушных шлангов от узла дроссельной заслонки и от впускного коллектора.
Вложение:
DSC01489.JPG [ 181.68 КБ | Просмотров: 17083 ]
Первым делом ставим метку (риску), чтобы потом собрать всё это в исходное положение. Вообще,
ставить такие метки надо всегда, разбирая любой электродвигатель или генератор! В этот раз поставил её "автоматом", чему впоследствии был рад.
Вложение:
Комментарий к файлу: метка
DSC01492.JPG [ 147.88 КБ | Просмотров: 17083 ]
После этого аккуратно отколупываем эпоксидку и получаем доступ к трем винтам в торце РХХ. Выкручиваем их и аккуратно, не торопясь, пошатывая и покручивая за разъем вытаскиваем внутренности РХХ.
Вложение:
Комментарий к файлу: якорь в сборе
DSC01495.JPG [ 198.21 КБ | Просмотров: 17083 ]
Если был обрыв обмоток, то его можно увидеть и при возможности устранить, или даже перемотать якорь заново. У конкретно этого экземпляра обмотка была в порядке, а достался он мне как "дохлый" от волгарей из гаража одного крупного завода. Движок с ним глох, а заслонка данного РХХ вся была жуткой грязи и заедала при вращении если сам РХХ покрутить в руке.
По идее дальше в РХХ разбирать нечего. Якорь вынут, ротор с заеданием, но вращается и выниматься никак не хочет, никаких крепежных винтов-шайб-колец не наблюдается. Поскольку терять было нечего, решил я его разобрать во что бы то ни стало. Кстати, мануала с его чертежом в разрезе тогда еще у меня не было

. Покрутив его в руках решил для начала просверлить в носке корпуса отверстие диаметром 5 мм (я его дорисовал на самом чертеже) и через него как-то выбить из корпуса ротор (на чертеже он называется "поворотный стакан"). Сверлим аккуратно, стараясь не допускать падения стружки внутрь корпуса. Как потом выяснилось с диаметром угадал. В отверстии увидел вал, вращающийся вместе с этим стаканом. Поставил РХХ на кусок фанеры вертикально и выколоткой через это отверстие стукнул несколько раз молотком, а перед этим вынул из корпуса шайбу крепления.
Вложение:
Комментарий к файлу: корпус с вынутым якорем
DSC01494.JPG [ 146.31 КБ | Просмотров: 17083 ]
После нескольких ударов ротор провалился и с ним выпали какие-то железочки. Ну все, думаю, "разобрал"... Железочками оказались куски "стопорного кольца подшипника", которое и не давало вынуть ротор из корпуса. Суть в чем: на подшипнике имеется кольцевая канавка, в корпусе РХХ проточка. Перед сборкой на подшипник надевается это стопорное кольцо, все вместе вставляется в корпус, когда кольцо оказывается напротив проточки корпуса оно чуть разжимается, входит в проточку и все: ротор держится внутри корпуса и девайс стал неразборным. Фоток кольца естественно нет, дело было 9 лет назад, но попробую его описать. Представьте себе пружину от старого советского будильника, стальная лента шириной миллиметров 5-6. Длина куска ленты по окружности подшипника. Поперек ленты через каждые 5-6 мм сделаны пропилы до половины ширины ленты, получаются этакие "зубцы". Теперь эти зубцы через один отгибаются внутрь (лента у нас свернута в кольцо) на 90 градусов. Так вот эти самые отогнутые зубцы входят в кольцевую канавку подшипника, а незагнутые попадают в проточку в корпусе. В профиль лента в виде буквы Т, вертикальная палка входит в подшипник, горизонтальная в корпус. После моей разборки 2/3 зубцов отломилась. Внутри корпуса и на заслонке был вагон всякой грязи (волги там ездили на минералке, а годовой пробег в 150 ткм был не редкость), которую теперь можно было вычистить.
Вложение:
Комментарий к файлу: корпус и ротор с заслонкой
DSC01497.JPG [ 463.88 КБ | Просмотров: 17083 ]
Вложение:
Комментарий к файлу: корпус и паз упора заслонки
DSC01499.JPG [ 355.51 КБ | Просмотров: 17083 ]
Через некоторое время РХХ блестел внутри и снаружи, осталось его только собрать без этого самого стопорного кольца.
После долгих раздумий сделал я вот что. Тщательно измеряется расстояние от проточки на подшипнике до торца корпуса РХХ. На этом расстоянии в корпусе сверлятся три отверстия через 120 градусов и в них нарезается резьба М3. В отверстия вворачиваются шпильки (можно винты) М3 с контрагайками, концы шпилек заточены на конус. При сборке эти конусы попадают в проточку в подшипнике и держат его от перемещения. Нагрузки там никакой, т.ч. этого вполне достаточно.
Вложение:
Комментарий к файлу: шпильки
DSC01501.JPG [ 68.23 КБ | Просмотров: 17083 ]
В отверстии диамером 5 мм в торце корпуса нарезается резьба М6 и глушится винтом с контрагайкой, чтобы пыль внутрь не попадала.
Перед сборкой капаем моторного масла на оба подшипника. Сначала закрепляем шпильками ротор в корпусе, затем возвращаем на место снятую шайбу крепления (в снятом виде она есть на фотке "корпус и ротор с заслонкой"), далее аккуратно вставляем якорь, наживляем винты крепления и выставляем его по метке относительно корпуса, после этого затягиваем винты. РХХ готов к работе. Этот экземпляр проработал у меня около 9 лет, снят был для чистки ну и для фотосессии

.
Вложение:
Комментарий к файлу: чист и готов к работе!
DSC01505.JPG [ 382.85 КБ | Просмотров: 17083 ]
Долго мне не давала покоя странная железяка на оси якоря, "магнитопровод" по чертежу.
Вложение:
Комментарий к файлу: магнитопровод
DSC01496.JPG [ 112.02 КБ | Просмотров: 17083 ]
Как я понял, она играет роль возвратной пружины для ротора, и она же задает его исходное положение. Магниты в поворотном стакане притягиваются к этой железяке и стараются занять положение, когда они ближе всего к ней. Если в обмотку якоря пустить ток, то его магнитное поле заставит магниты и стакан повернуться на некоторый угол, а железяка будет стараться вернуть магниты в исходное положение. Мало того: как известно волгин инжекторный мотор не может работать только при неработающем датчике коленвала, во всех остальных случаях (неисправности датчиков и РХХ) движок работает. Так вот, если РХХ по какой-то причине сломается, то движку для работы на холостых оборотах нужно какое-то кол-во воздуха, и эта железяка задает такое начальное положение заслонки РХХ, при котором между ней и корпусом образуется щель, достаточная для работы движка на холостых оборотах. Собственно начальное положение заслонки и задает обороты ХХ при отключенном/сломавшемся РХХ. Поэтому-то я и не зря в самом начале поставил риску на корпусе - без неё я мог собрать РХХ так, что заслонка могла быть в исходном положении полностью закрыта, полностью открыта и вообще в каком угодно положении, только не в нужном.