Клуб любителей автомобиля

ГАЗ -3102
Часовой пояс: UTC + 3 часа Текущее время: Пт мар 29, 2024 09:57


Правила форума


Уважаемые пользователи, в связи с фактами пренебрежительного отношения к труду людей, которые с большими трудностями добывали ценный материал, и день и ночь его сканировали, решено предоставлять ссылки на скачивание некоторых ресурсов, путем прямого обращения к модератору раздела: aldeen@gaz3102.ru Если вы зарегистрированный пользователь, то можете написать Aldeen'у ЛС, либо обратиться через ICQ, указанное в контактных данных.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Свечи зажигания
СообщениеДобавлено: Чт фев 03, 2011 17:02 
Аватара пользователя
Маршал Gaz3102-Club
Откуда: Ярославль
Финансовая поддержка сайта (1) Заслуги перед сайтом. (1) Технический эксперт (1)
Благодарил (а): 222 раз.
Поблагодарили: 221 раз.
Дневник: Просмотр записи (1)
Авто: ГАЗ-3102\83\402, Renault Laguna III/K9K/08
Яйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в Техасссссе
СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ: УСТРОЙСТВО СВЕЧИ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

В данной статье будет приведена информация о том, что такое свеча зажигания и как она работает. О том какие свечи зажигания бывают их основные типоразмеры и характеристики. Кроме того причины неисправностей связанные со свечами зажигания и методы их устранения.

Устройство свечи зажигания
Основные понятия : И так что же такое свеча зажигания и из каких основных частей она состоит? Свеча зажигания - это, прежде всего, разрядник с двумя контактами, при протекании тока через данные контакты образуется высоковольтная дуга которая и поджигает топливную смесь в нашем автомобиле.
В среднем ресурс свечи зажигания составляет 30 тысяч километров пробега автомобиля, основными поломками свечи являются пробои диэлектрического изолятора, а так же значительный износ электродов который приводит к изменению зазора и их формы, в последствии данные неисправности сказываются на устойчивой работе двигателя, а также его запуске. Некоторые свечи зажигания могут показать больший ресурс эксплуатации все зависит от качества изготовления и применяемых материалов, но об этом далее.
Свечи зажигания появились довольно давно и примером тому может стать рисунок 1, где приведена совершенно нетипичная для нашего времени свеча зажигания (равномерное расстояние по периметру окружности, между центральным электродом и боковым электродом), но все с той же функцией поджига топлива.
Вложение:
svecha00.jpg
svecha00.jpg [ 5.43 КБ | Просмотров: 9638 ]
Вложение:
svechi-s.jpg
svechi-s.jpg [ 12.24 КБ | Просмотров: 9638 ]
Рисунок 1 Одна из первых свеч зажиганияРисунок 2. Устройство свечи зажигания с плоской опорной поверхностью: 1 - контактная (штекерная) гайка; 2 - изолятор; 3 - ребра изолятора (барьеры тока); 4 - контактный стержень; 5 - корпус свечи; 6 - токопроводящий стеклогерметик; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - центральный электрод с медным сердечником (биметаллический); 9 - теплоотводящая шайба.

На рисунке 2 приведена конструкция классической современной свечи зажигания, которая представляет из себя следующую конструкцию.
Основными элементами любой свечи зажигания являются металлический корпус, керамический изолятор, электроды и контактный стержень. На корпусе свечи зажигания нарезана резьба, которая ввинчивается в головку блока двигателя, шестигранник - под ключ типа "головка" и коррозионное покрытие. Опорная поверхность (поверхность свечи зажигания, ограничивающая ход свечи при вкручивании по резьбе в головку блока двигателя) может быть плоской или конической. В первом случае для надежной герметизации свечного отверстия используется уплотнительное кольцо. Во втором коническая поверхность сама хорошо герметизирует соединение свечи с головкой блока конус по конусу. Материалом изолятора служит высокопрочная техническая керамика. Для предотвращения утечки электричества на его поверхности (в "верхней" части изолятора) делают кольцевые канавки (барьеры тока) и наносят специальную глазурь, а часть изолятора со стороны камеры сгорания выполняют в форме конуса (называемого тепловым). Внутри керамической части свечи закреплены центральный электрод и контактный стержень, между которыми может быть расположен резистор, подавляющий радиопомехи. Герметизация соединения этих деталей осуществляется токопроводящей стекломассой (стеклогерметиком). Боковой электрод ("массы") приварен к корпусу. Электроды изготавливают из жаростойкого металла или сплава. Для улучшения отвода тепла от теплового конуса центральный электрод могут делать из двух металлов (биметаллический электрод) - центральную часть из меди заключают в жаростойкую оболочку. Биметаллический боковой электрод обладает повышенным ресурсом благодаря тому, что хорошая теплопроводность меди препятствует чрезмерному его нагреву.

Электроды свечей зажигания : Основным элементами свечи зажигания, которые изнашиваются, являются электроды.
Центральный электрод.
Срок службы зависит от применяемого материала, обычно в наше время для данного электрода применяют следующие материалы:
- медь с жаростойким никелевым покрытием;
- никелевый сплава;
- иридиевый сплава;
- с платиновое наплавление;
- серебряное покрытие;
- золотое покрытие;
- сплавы палладий-золото (применяются для гоночных болидов);
Электроды свечей зажигания должны соответствовать следующим требованиям:
- высокая коррозионная и эрозионная стойкость;
- жаростойкость;
- достаточная теплопроводимость;
- пластичность.
К тому же материал электродов свечей зажигания должен быть технологичным и недорогим, для возможности запуска данной конструкции в серийное производство. В следствии этого наиболее распространенными все же являются следующие материалы электродов свечей зажигания: железо-хром-титан, никель-хром-железо и никель-хром.
Теперь рассмотрим все плюсы и минусы применения того или иного материала для электродов свечей зажигания.
Медный электрод свечи зажигания улучшает отвод тепла, снижается налет свечи на холостых оборотах двигателя и тем самым продлевается срок эксплуатации свечи зажигания.
Платиновое покрытие электрода полностью аналогично медному, но более износостойко, что позволяет уменьшить диаметр центрального электрода с 2,5 мм (обычная свеча) до 1,1 мм. В связи с этим пучок проходящего через свечи зажигания разряда более собран (точечный) что улучшает холодный пуск двигателя, увеличивается срок службы свечи зажигания и в следствии лучшего поджига снижает токсичность отработанных газов, так как происходит более полное их сгорание.
Иридиевый электрод свечи зажигания имеет большую износостойкость, чем платиновое покрытие, что позволяет также уменьшить диаметр центрального электрода до 0,7 мм и даже до 0,4 мм. При этом электрическая проводимость у данного электрода очень высокая что позволяет поджигать смесь при низком бортовом напряжении (на 20% ниже чем нормальное), также позволяет зажигать обедненные топливно-воздушные смеси. Кроме того данные свечи зажигания обладают большим эксплутационным ресурсом.
Боковой электрод свечи зажигания (электрод «масса»).
Кроме требований, которые выдвигаются к центральному электроду, данный электрод должен хорошо свариваться с корпусом свечи, который, как правило, изготовляется из обычной стали, да еще и должен быть пластичным, чтобы можно было регулировать зазор между электродами. Есть свечи у которых не только центральный электрод покрыт платиной, но и боковой. Это улучшает свойства сгорания и увеличивает срок службы. Есть свечи у которых центральный электрод почти полностью изготовлен из серебра (99,9%) и рассчитаны на срок службы 50 000 тысяч километров пробега. Количество боковых электродов со временем изменялось: один, два, три, четыре. Преимущество многоэлектродных свечей зажигания — больший ресурс.
Вложение:
svecha01.jpg
svecha01.jpg [ 5.56 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 3 Многоэлектродная свеча зажигания

В некоторых случаях используют свечи зажигания вообще без бокового электрода. В них роль бокового электрода играет все нижнее боковое ребро корпуса свечи. Преимущество – это больший ресурс свечи, высокая надежность искрообразования. Но для данных свечей требуется специализированная система зажигания. Так как увеличение площади влечет за собой и увеличение разрядного напряжения. Используются в спортивных гоночных болидах. Форма бокового электрода влияет на распространение фронта пламени.
Вложение:
svecha02.jpg
svecha02.jpg [ 24.08 КБ | Просмотров: 9638 ]
Вложение:
svecha03.jpg
svecha03.jpg [ 24.6 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 4 Схемы развития фронта пламени для одноэлектродных (а) и многоэлектродных (б) свечей.
Во втором случае из-за «открытого» искрового зазора сгорание смеси начинается интенсивней, чем в первом — фронт пламени одноэлектродной свечи теряет время на выход из межэлектродного пространства.
Изолятор свечей зажигания : В первых свечах зажигания изолятором была обыкновенная глина.
В следствии низких эксплутационных качеств и основных требований к изоляторы перечисленных ниже:
- высокое удельное сопротивление при температурах близких к 800° С;
- высокую механическую прочность;
- большую теплопроводность и термостойкость;
- хорошую выдержку при больших перепадах температуры;
- химическую нейтральность к продуктам сгорания;
- небольшой температурный коэффициент линейного расширения, был выбран новый изоляционный материал - фарфор.
Но фарфор не долго удерживал данную нишу, так как при 400° С у него терялись диэлектрические свойства. Фарфор заменило стекло, точнее слюда, но данный материал был нетехнологичен и дорог. Более ходовым материалом в 30-40-е гг. прошлого века стал стеатит (материал на основе талька). На смену стеатиту пришла керамика на основе алюминия.
В тоже время на северном американском континенте изолятор делали из силлиманита, минерала, который добывали в США. Силлиманитовые изоляторы (85% силлиманита и 15% каолина) превосходили своими свойствами стеатитовые и лучше работали при резких перепадах температур. Монополизировала добычу фирма CHAMPION, которая удовлетворяла на то время 70% мировой потребности в свечах. Некоторые другие фирмы производили цирконе бериллиевые изоляторы (15% циркония, 35% бериллия и 50% пластических глин и каолина). Такие изоляторы имели лучшие электрические и термические свойства, чем силлиманитовые и стеатитовые, но были хрупкими и дорогими. О составе керамики в современных свечах зажигания сейчас принято умалчивать ссылаясь на технико-коммерческую тайну и секрет фирмы.
Форма изолятора за последние 100 лет практически не поменялась.
Свечи зажигания работают в довольно тяжелых условиях. Температура в камере сгорания где они установлены изменяется в рабочем режиме от 70 до 2500°С, давление газов достигает 50 - 60 бар, а напряжение на электродах составляет порядка 20 000 вольт.

Основные параметры свечей зажигания
Для обеспечения всего спектра бензиновых двигателей свечами зажигания последние производят с различными параметрами, которые отражаются в условном обозначении свечи (приводятся ниже).
Габаритно-присоединительные размеры : Это диаметр и шаг резьбы, длина резьбовой части и размер шестигранника "под ключ"(21 мм или 16 мм). Все они строго определенны для каждого двигателя, так как колодцы под свечи имеют ограниченный конструктивный диаметр.
Калильное число :  Является показателем тепловых свойств свечи (ее способности нагреваться при различных тепловых нагрузках двигателя). Оно пропорционально среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке в ее цилиндре начинает появляться калильное зажигание (неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси от раскаленных элементов свечи). Свечи с небольшим калильным числом называют горячими. Их тепловой конус нагревается до температуры 900°С (температура начала калильного зажигания) при относительно небольшой тепловой нагрузке. Такие свечи применяются на малофорсированных двигателях с небольшими степенями сжатия. У холодных свечей калильное зажигание возникает при больших тепловых нагрузках, и они используются на высокофорсированных двигателях.
Пока тепловой конус не нагреется до 400°С, на нем образуется нагар, приводящий к утечкам тока и нарушению искрообразования. По достижении этой температуры он (нагар) начинает сгорать, происходит очищение свечи (самоочищение).
Чем длиннее тепловой конус, тем больше его площадь, поэтому он нагревается до температуры самоочищения при меньшей тепловой нагрузке. К тому же выступание этой части изолятора из корпуса усиливает ее обдув газами, что дополнительно ускоряет прогрев и улучшает очищение от нагара. Увеличение длины теплового конуса приводит к уменьшению калильного числа (свеча становится "горячее"). Чтобы оставить его неизменным в конструкции применяют биметаллические центральные электроды, лучше отводящие тепло. Такие свечи (их называют термоэластичными) быстрее прогреваются до температуры самоочищения (как горячие), но вызывают калильное зажигание при высоких тепловых нагрузках (как холодные).
Отечественная промышленность выпускает свечи зажигания с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. За рубежом не существует единой шкалы калильных чисел.
Если поставить слишком «холодные» (с большим калильным числом) свечи, затрудняется процесс их самоочищения, и мотор будет работать с перебоями. При слишком «горячих» возможно так называемое калильное зажигание, по своим симптомам и разрушительным последствиям напоминающее детонацию двигателя.
Величина искрового зазора :  Указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля (но может быть указана также на упаковке или в маркировке свечи) и находится в пределах от 0,5 до 2 мм. В зависимости от конструкции электродов зазор бывает регулируемым (за счет подгибания бокового электрода) и нерегулируемым.

На свече зажигания российского производства должны быть указаны:
-дата изготовления (месяц или квартал и (или) две последние цифры года изготовления);
-товарный знаки (или) наименование предприятия-изготовителя;
-условное обозначение типа свечи (расшифровка приведена далее);
-надпись"Сделано в России"или RUS.
Кроме того нанесена непосредственно маркировка с основными характеристиками искровой свечи зажигания согласно рисунка 5

Вложение:


Рисунок 5
Из-за отсутствия за рубежом единой системы маркировки определить соответствие свечей зажигания различных производителей можно только при помощи каталогов или таблиц взаимозаменяемости (табл. 1). кроме того часто у каждого производителя есть своя система маркировки.

Маркировка импортных производителей свечей
Denso/Marelli :  Свечи Денсо (Denso - выпускаются только с иридиевым покрытием) входят в стандартную комплектацию новых моделей автомобилей некоторых марок. В частности, Toyota многие годы сотрудничает именно с DENSO. В условиях жесткой эксплуатации, когда обычные свечи зажигания попросту «заливает» на оборотах, иридиевые свечи работают без сбоев. Сложный сплав иридия обеспечивает повышенную надежность свечи Денсо. Иридиевые свечи DENSO применяются даже для гоночных моторов, так как не только обеспечивают стабильную работу, но и позволяют улучшить характеристики разгона автомобиля на 0,3-0,5 секунды.
Предельный сервисный интервал замены свечи Денсо — 100.000 километров, хотя нужно оговориться, что этот показатель напрямую зависит от стиля вождения, условий эксплуатации и самого автомобиля.Вопреки живучему заблуждению, иридиевые свечи зажигания, в частности, свечи Денсо, подходят и для старых моделей автомобилей. Также свечи DENSO работают на любом бензине.
Вложение:


Вложение:


Bosch :  Десятизначные номера BOSCH на свечи имеют два диапазона - 0 241 XXX XXX (свечи без резистора помехоподавления) и 0 242 XXX XXX (с резистором помехоподавления).
Расшифровку обозначений свечей Bosch рассмотрим на примере: обозначение W R 7 D C R
позиция 1 2 3 4 5 6

Позиция 1: Обозначение резьбы.
W - резьба М14х1,25 с плоским уплотнительным седлом и размером под ключ 21 мм (обозначение SW21);
F - резьба М14х1,5 с плоским уплотнительным седлом и SW16;
М - резьба М18 с плоским седлом уплотнения и SW25;
Н - резьба М14х1,25 с конусным седлом уплотнения и SW16;
D - резьба М18х1,5 с конусным седлом уплотнения и SW21.

Позиция 2:
R - обозначает, что свеча имеет сопротивление для подавления радиопомех.

Позиция 3:
7 - Калильное число.

Позиция 4: Обозначение длины резьбы.
А - длина резьбовой части 12,7 мм, нормальное положение искры;
В - длина резьбы 12,7 мм, выдвинутое положение искры;
С - длина резьбы 19 мм, нормальное положение искры;
D - длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры;
DT - длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры и три электрода массы;
L - длина резьбы 19 мм, далеко выдвинутое положение искры.

Позиция 5: Материал среднего электрода.
С - сплав никеля и меди;
S - серебряный средний электрод;
Р - платиновый средний электрод;
О - стандартная свеча с усиленным средним электродом.

Позиция 6: Сопротивление обгорания. R = 1 кОм.
Вложение:


Вложение:


NGK :  Типовое обозначение свечей зажигания NGK состоит:
Комбинация букв (1-4) перед калильным числом обозначает диаметр резьбы, раствор шестигранного ключа, а также конструкцию.
5-я позиция (цифра) обозначает калильное число.
6-я буква обозначает длину резьбы.
7-я буква содержит информацию о специальной особенности конструкции свечи зажигания.
8-я позиция в виде цифры обозначает специальный межэлектродный зазор.
Вложение:


Brisk : 
Вложение:


Autolite : Изображение
Beru : 
Вложение:

Вложение:



Тенденции развития свечей зажигания
В настоящее время все больше свечей зажигания выпускается с биметаллическим электродом. Это позволяет, помимо улучшения термоэластичности, повысить их надежность и долговечность.
Растет объем производства свечей зажигания с выступанием теплового конуса изолятора из металлического корпуса, что обеспечивает улучшенное самоочищение от нагара.
С целью увеличения срока эксплуатации, не требующего регулировки искрового зазора, выпускают свечи зажигания с несколькими электродами "массы".
Для улучшения процесса искрообразования (воспламеняющей способности искры) разрабатывают свечи с увеличенным искровым зазором, изменяют форму и профиль электродов, а на их поверхности наносят платину.
Растет производство свечей зажигания с использованием поверхностного разряда (в которых нет электрода "массы", а искра идет от центрального электрода к корпусу по поверх-ности изолятора).
Для снижение уровня помех радиоприему все больше свечей зажигания снабжаются встроенным помехо-подавительным резистором.

Таблица 1. Взаимозаменяемость основных типов свечей зажигания (прочерк - аналог отсутствует или нет информации)
Примечание: При клике по производителю, вы будете перенаправлены на официальный сайт или будет произведено скачивание каталога.
РОССИЯAUTOLITEBERUBOSCHBRISKCHAMPIONEYQUEMMAGNETI MARELLINGKNIPPON DENSO
А11,А11-1,А11-342514-9AW9AN19L86406FL4NB4HW14F
А11Р41414R-9AWR9ANR19RL86-FL4NRBR4HW14FR
А14В, А14В-227514-8BW8BN17YL92Y550SFL5NRBP5HW16FP
А14ВМ27514-8BUW8BCN17YCL92YCC32SF5NCBP5HSW16FP-U
А14ВР-14R-7BWR8BNR17Y--FL5NPRBPR5HW14FPR
А14Д40514-8CW8CL17N5-FL5LB5EBW17E
А14ДВ5514-8DW8DL17YN11Y600LSFL5LPBP5EW16EX
А14ДВР426514R-8DWR8DLR17YNR11Y-FL5LPRBPR5EW16EXR
А14ДВРМ6514R-8DUWR8DCLR17YCRN11YCRC52LSF5LCRBPR5ESW16EXR-U
А17В27314-7BW7BN15YL87Y600SFL6NPBP6HW20FP
А17Д40414-7CW7CL15N4-FL6LB6EMW20EA
А17ДВ, А17ДВ-1, А17ДВ-106414-7DW7DL15YN9Y707LSFL7LPBP6EW20EP
А17ДВМ6414-7DUW7DCL15YCN9YCC52LSF7LCBP6ESW20EP-U
А17ДВР6414R-7DWR7DLR15YRN9Y-FL7LPRBPR6EW20EXR
А17ДВРМ6414R-7DUWR7DCLR15YCRN9YCRC52LSF7LPRBPR6ESW20EPR-U
АУ17ДВРМ392414FR-7DUFR7DCUDR15YCRC9YCRFC52LS7LPRBCPR6ESQ20PR-U
А20Д, А20Д-1405414-6CW6CL14N3-FL7LB7EW22ES
А23-2409214-5AW5AN12L82-FL8NB8HW24FS
А23В27314-5BW5BN12YL82Y755FL8NPBP8HW24FP
А23ДМ40314-5CUW5CCL82CN3C75LBCW8LB8ESW24ES-U
А23ДВМ5214-5DUW5DCL12YCN6YCC82LSF8LCBP8ESW24EP-U


Гарантийный срок : [По требованиям ОСТ 37.003.081 "Свечи зажигания искровые" изготовитель должен гарантировать бесперебойную работу свечей зажи-гания в течение 18 месяцев при условии, что пробег автомобиля с классической системой зажигания не превысил 30 тыс. км, а с элек-тронной системой - 20 тыс. км. Это справедливо только при условии соответствия свечей зажигания модели двигателя и соблюдении правил эксплуатации автомобиля, их монтажа, транспортирования и хранения. По мнению специалистов на двигателях в хорошем техническом состоянии фактический срок службы свечей может быть больше в 2 раза.
Уход за свечами : Каждые 10-15 тыс. км пробега автомобиля, следует проверять состояние свечей и при необходимости регулировать зазор между электродами.
Демонтаж : Демонтаж свечи зажигания с двигателя производят в следующей последовательности:
- снимают наконечник провода высокого напряжения (недопустимо тянуть за провод);
- отворачивают свечу на один оборот специальным ключом, затем поверхность в углублении головки цилиндра вокруг нее очищают сжатым воздухом или кисточкой, чтобы частицы грязи не попали на резьбу или в камеру сгорания;
- выворачивают свечу;
- проверяют наличие уплотнительного кольца (для свечей с плоской опорной поверхностью);
- тщательно осматривают свечу на наличие механических повреждений изолятора, корпуса и электродов.
Обычно двигатели оснащаются алюминиевыми головками цилиндров, так как алюминий сильнее расширяется при нагреве, чем свеча зажигания, свеча зажигания фактически может быть зажата в нитках резьбы. Поэтому выкручивание свечей зажигания следует выполнять только при полностью охлаждённом двигателе, то есть при тех же температурах при которых она была установлена. Кроме того перед тем, как установить новые свечи, необходимо нанести на резьбу свечи зажигания графитовую или медную смазку (Cupfer Paste), тонким слоем. Смазка предотвратит резьбу от окисления и даже при незначительном изменении формы ниток резьбы под действием высоких температур позволит в дальнейшем легко выкрутить отработавшие свой срок старые свечи зажигания.
Установка : Установка свечей зажигания производится в следующей последовательности:
- новые свечи, покрытые консервационной смазкой, необходимо протереть и промыть в растворителе (бензине). Допустимо прокипятить свечи в воде и просушить,свечу необходимо очистить от каких либо загрязнений и внешних покрытий, возможно промыть щеткой в чистом бензине и продуть сжатым воздухом;
- внимательно осматривают свечу на наличие механических повреждений, уплотнительного кольца, контактной гайки,необходимо осмотреть и убедиться в отсутствии каких либо повреждений изолятора и корпуса (сколов, трещин, помятых ниток резьбы);
- проверяют и при необходимости регулируют искровой зазор (подгибая электрод "массы") до величины, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля. При регулировке зазора запрещается производить нажим на центральный электрод, так как это может привести к поломке носика изолятора.;
- свечу заворачивают рукой в свечное отверстие и затягивают специальным ключом с усилием 2 кгм.
Использовать свечу с другой длиной резьбы не рекомендуется, потому что нагар на неиспользуемых нитках затруднит выворачивание «длинной» свечи или заворачивание штатной после того, как стояла «короткая».
Повторимся про температуры двигателя при демонтаже и монтаже свечей зажигания. Двгатели оснащаются алюминиевыми головками цилиндров, так как алюминий сильнее расширяется при нагреве, чем свеча зажигания, то свеча зажигания фактически может не закрутится по ниткам резьбы головки. Поэтому установку свечей зажигания следует выполнять только при полностью охлаждённом двигателе.
Диагностика неисправностей свечей зажигания
Важно суметь распознать неисправность в результате которой автомобиль работает не стабильно (плавающие холостые обороты, троит, не развивает должной мощности). Свечи зажигания не всегда являются причиной этих проблем. В зажигании топливной смеси в двигателе также участвует и другие элементы: система зажигания, распределитель подачи напряжения на свечи, высоковольтная катушка, различные датчики.
Искра должна зажигать в нужный момент. Идеальный момент наступает незадолго перед тем, как поршень достигнет своей высшей точки и сжатие будет максимальным. Слишком рано или поздно проскочившая искра нарушает эффективность работы двигателя, а также приводит к повышенному расходу топлива и увеличению выбросов.
Остается заметить что идеальная работа двигателя как для иномарок, так и для ВАЗов все же обеспечивается при условиях исправных свечей зажигания и самой системы зажигания.


Нормальный вид свечей зажигания
Внешний вид свечи зажигания (ее электродов) дает представление о режиме работы двигателя и свечи.
По внешнему виду электрода и конуса изолятора свечи можно судить о правильности смесеобразования или о проблемах в системе зажигания. Оценка внешнего вида свечи является существенной составной частью диагностики двигателя. При этом, следует выполнить некоторые действия перед тем, как проверять свечи. Продолжительный холостой ход, особенно при холодном запуске двигателя, может привести к тому, что на поверхности осядет сажа, и, таким образом будет скрыта реальная картина. Перед проверкой необходимо, чтобы автомобиль проехал примерно 10 километров. При этом двигатель должен работать с различными оборотами и при средних нагрузках. После остановки двигателя следует избегать продолжительного холостого хода. После демонтажа свечей зажигания можно сделать определенные выводы.
Вложение:
svecha04.jpg
svecha04.jpg [ 13.03 КБ | Просмотров: 9638 ]

Рисунок 6 (1)и(2). Нормальный вид электродов свечи зажигания.
Цвет теплового конуса изолятора от серо-белого, серо-желтого до коричневого. Двигатель в норме. Калильное число подобрано правильно. Регулировка состава горючей смеси и установка зажигания правильны, перебои в зажигании отсутствуют, система запуска холодного двигателя работает. Осадок от примесей топлива и легирующих составных моторного масла отсутствуют. Термических нагрузок нет.

Отклонения от нормального процесса сгорания
Пропуски воспламенения : Могут возникнуть из-за переобеднения горючей смеси, пропусков искрообразования или недостаточной энергии искры. При этом усиливается процесс образования нагара на изоляторе и электродах
Калильное зажигание : Различают преждевременное, до появления искры, сопровождающее появление искры и запаздывающее воспламенение горючей смеси, вызванное перегретыми участками поверхностей выпускного клапана, поршня, цилиндра или свечи. Кроме того, преждевременное воспламенение может быть вызвано тлеющими частицами нагара. При преждевременном калильном зажигании самопроизвольно увеличивается угол опережения зажигания. Это приводит к росту скорости нарастания давления и температуры, увеличивается их максимальное значение, детали двигателя перегреваются и угол опережения зажигания еще больше увеличивается. Процесс принимает ускоряющийся характер до момента, когда угол опережения зажигания станет таким, что мощность двигателя начнет стремительно падать.
При калильном зажигании вероятны повреждения выпускного клапана, поршня, поршневых колец, поверхности цилиндра и прокладки головки блока цилиндров. У свечи могут полностью или частично сгореть электроды, а некоторых случаях может даже оплавиться изолятор
Детонация : Это явление возникает при недостаточной детонационной стойкости топлива в наиболее удаленном от свечи месте у горячих поверхностей, в результате сжатия еще не сгоревшей горючей смеси основным фронтом пламени. Детонация распространяется со скоростью 1500-2500 м/с, что превышает скорость звука. Ударные волны многократно отражаются от стенок и вызывают вибрацию и локальный перегрев цилиндра, поршня, клапанов и свечи. Возможны повреждения, как при калильном зажигании, так как перегретые детали становятся неспособными выдерживать возросшую нагрузку. На изоляторе свечи могут образоваться сколы и трещины, электроды могут оплавиться и даже полностью выгореть. Характерными признаками детонации являются металлические стуки, вибрация и потеря мощности двигателя, увеличение расхода топлива и иногда появление черного дыма из выпускной трубы.
Особенностью детонации является некоторая задержка по времени от момента наступления необходимых условий до ее возникновения. Задержка необходима для образования активных веществ, способствующих возникновению взрывного процесса. В связи с этим детонация наиболее вероятна при относительно небольших оборотах коленчатого вала и полной нагрузке. Наиболее вероятен выход на этот режим при движении автомобиля на подъеме при полностью нажатой педали газа. Если при этом мощность двигателя оказывается недостаточной, скорость автомобиля и частота вращения коленчатого вала уменьшаются. При недостаточном в данных условиях октановом числе топлива возникает детонация, сопровождаемая звонким металлическим стуком.
Для устранения детонации достаточно перейти на пониженную передачу и увеличить обороты двигателя.
Безусловным является требование использовать только топливо, соответствующее двигателю по октановому числу.
Дизелинг : В некоторых случаях возникает крайне неравномерная неуправляемая работа бензинового двигателя с выключенным зажиганием при очень малой частоте вращения коленчатого вала. Это явление возникает из-за самовоспламенения горючей смеси при сжатии, подобно тому, как это происходит в дизелях. В русской технической литературе "дизелинг" является сравнительно новым термином, взятым из английского языка (dieseling).
На двигателях, преимущественно карбюраторных, где не исключена возможность подачи топлива в цилиндр при выключенном зажигании, дизелинг возникает при попытке остановить двигатель. При выключении зажигания двигатель продолжает работать с очень малыми оборотами и крайне неравномерно. Это может продолжаться несколько секунд, иногда дольше, затем двигатель самопроизвольно останавливается. Проще всего объяснить это явление калильным зажиганием от перегретой свечи, но она полностью непричастна.
Причина дизелинга - в особенностях конструкции камеры сгорания и в качестве топлива (низкая стойкость к самовоспламенению при сжатии). Свечи не могут являться причиной этого явления, так как их температура при малых оборотах явно недостаточна для воспламенения горючей смеси. Калильное зажигание возникает при температуре электродов и изолятора 850-900 °С, такой величины она может достигнуть только при работе двигателя с максимальной мощностью. При остановке двигателя температура этих деталей не превышает 350 °С. Свеча в этих условиях не причина, а скорее "жертва", так как из-за неполноты сгорания усиливается процесс образования нагара.


Неисправные свечи зажигания и причины неисправности
Далее приведены свечи зажигания с отклонениями и комментарии выявление и устранение причин отказа.
Наиболее вероятными причинами отказа свечей зажигания является загрязнение их продуктами неполного сгорания или увеличение искрового зазора из-за износа электродов. Причем решающее влияние на работоспособность свечей оказывает техническое состояние двигателя. Если свечи зажигания систематически покрываются нагаром, следует найти и устранить причину загрязнения. Фактически при данной неисправности так называемой проблеме «пробоя» свечей зажигания выходит из строя до 90% из всех свечей зажигания. На изоляторе при сгорании образуется токопроводящий слой, который практически не удаляется. Это приводит к нестабильности искры и пропускам воспламенения. Подобное явление особенно значимо для современных автомобилей выполняющих нормы ЕВРО по экологическим показателям и работающих на обедненных смесях (требующих для воспламенения мощной искры).Тоесть можно сделать вывод о том , что свечи зажигания выходят из строя по причине пробоя, так и не успевая износиться.
Очистить свечи зажигания можно с помощью растворителей и щетки (не металлической). Далее приведены более частные случае неисправностей свечей зажигания
№1 : 
Вложение:
svecha05.jpg
svecha05.jpg [ 12.34 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 7 (3)и(4). Свеча зажигания излишне закопчена.
Тепловой конус изолятора, электроды и корпус свечи зажигания покрыты по всей площади интенсивно-черным нагаром.
Причина: неправильная регулировка состава топливно-воздушной смеси (карбюратор, система впрыска), избыточно богатая рабочая смесь, сильно засорен воздушный фильтр, автоматическая система запуска холодного двигателя не в порядке или «подсос» чрезмерно долго в вытянутом состоянии, езда преимущественно на короткие дистанции, калильное число свечи слишком мало («холодная» свеча).
Последствия: перебои в зажигании, плохое поведение холодного двигателя.
Способ устранения: отрегулировать рабочую смесь и устройство запуска двигателя, проверить воздушный фильтр.
№2 : 
Вложение:
svecha06.jpg
svecha06.jpg [ 11.5 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 8 (5)и(6). Свеча зажигания излишне замаслена.
Тепловой конус изолятора, электроды и корпус свечи зажигания покрыты сажей с масляным блеском или масляным нагаром.
Причина: избыток масла в камере сгорания, слишком высокий уровень масла, сильно изношены поршневые кольца, цилиндры, направляющие клапанов. Для 2-тактных бензиновых двигателей – избыток масла в топливе.
Последствия: перебои в зажигании, плохое поведение при запуске двигателя.
Способ устранения: капитальный ремонт двигателя, правильная смесь бензин-масло, установка новых свечей зажигания.
№3 : 
Вложение:
svecha07.jpg
svecha07.jpg [ 13.59 КБ | Просмотров: 9638 ]

Рисунок 9 (7)и(8). На свече зажигания образуются отложения.
Тепловой конус изолятора частично покрыт коричнево-желтой глазурью, цвет которой может иногда переходить в зеленоватый.
Причина: примеси свинца этилированного бензина или ферроцена (см раздел "Октановое число бензина, методы повышения октанового числа. Особенности применения бензина с различными октановыми числами."). Глазурь образуется при высоких нагрузках двигателя после длительного периода частичной нагрузки.
Последствия: при больших нагрузках глазурь становится проводником электричества и способствует перебоям в зажигании.
Способ устранения: установка новых свечей зажигания, очищать старые бесполезно.
№4 : 
Вложение:
svecha08.jpg
svecha08.jpg [ 12.87 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 10 (9)и(10). На свечах зажигания образуются отложения свинца.
Тепловой конус изолятора частично покрыт коричнево-желтой глазурью, цвет которой может иногда переходить в зеленоватый.
Причина: примеси свинца этилированного бензина или фероцена (см раздел "Октановое число бензина, методы повышения октанового числа. Особенности применения бензина с различными октановыми числами.") . Глазурь образуется при высоких нагрузках двигателя после длительного периода частичной нагрузки.
Последствия: при больших нагрузках глазурь становится проводником электричества и способствует перебоям в зажигании.
Способ устранения: произвести замену на новые свечи зажигания, очищать старые бесполезно.
№5 : 
Вложение:
svecha09.jpg
svecha09.jpg [ 14.47 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 11 и 12. На свечах зажигания образуется зола.
Сильные отложения золы из примесей масла и топлива на тепловом конусе изолятора, полости, доступной для рабочей смеси и на боковом электроде. От рыхлого до шлакового образования.
Причина: легирующие составные, особенно из моторного масла, могут оставлять эту золу в камере сгорания и на ввернутой поверхности свечи.
Последствия: может привести к самопроизвольному зажиганию от раскаленной золы, потере мощности и повреждению двигателя.
Способ устранения: привести в порядок двигатель. Произвести замену старых свечей зажигания на новые свечи и, возможно, использовать другое масло.
№6 : 
Вложение:
svecha0A.jpg
svecha0A.jpg [ 7.18 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 13. Расплавленный центральный электрод свечи зажигания.
Центральный электрод наплавлен, блеклый размягченный носовой конус изолятора.
Причина: термическая перегрузка из-за калильного зажигания, например, по причине преждевременного зажигания, остатков продуктов сгорания в камере сгорания, прогоревших клапанов, распределителя зажигания и плохого качества топлива. Калильное число свечи зажигания слишком низкое («горячая свеча»).
Последствия: перебои в зажигании, потеря мощности (повреждения двигателя).
Способ устранения: проверить двигатель, систему зажигания и качество рабочей смеси. Произвести замену старых свечей на новые свечи зажигания с правильно подобранным калильным числом.
№7 : 
Вложение:
svecha0B.jpg
svecha0B.jpg [ 21.62 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 14. Проплавленный центральный электрод и изолятор свечи зажигания.
Центральный электрод проплавлен, одновременно боковой электрод сильно разрушен.
Причина: термическая перегрузка из-за калильного зажигания, например, по причине преждевременного зажигания, остатков продуктов сгорания в камере сгорания, прогоревших клапанов, распределителя зажигания и плохого качества топлива.
Последствия: перебои в зажигании, потеря мощности, возможны повреждения двигателя. Возможен раскол теплового конуса изолятора из-за перегрева центрального электрода.
Способ устранения: проверить двигатель, систему зажигания и качество рабочей смеси. Установить новые свечи зажигания.
№8 : 
Вложение:
svecha0C.jpg
svecha0C.jpg [ 22.57 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 15. Наплавленные оба электрода свечи зажигания.
Электроды напоминают цветную капусту. Возможно отложение чужих для свечи материалов.
Причина: термическая перегрузка из-за калильного зажигания, например, по причине преждевременного зажигания, остатков продуктов сгорания в камере сгорания, прогоревших клапанов, распределителя зажигания и плохого качества топлива.
Последствия: перед полным разрушением двигателя наступает значительная потеря мощности.
Способ устранения: проверить двигатель, систему зажигания и качество рабочей смеси. Установить новые свечи зажигания.
№9 : 
Вложение:
svecha0D.jpg
svecha0D.jpg [ 20.51 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 16. Сильный износ центрального электрода свечи зажигания.
Причина: не соблюдались указания по интервалу между заменами свечей зажигания.
Последствия: перебои в зажигании, особенно при ускорениях (напряжения недостаточно для увеличенного межэлектродного расстояния). Плохое поведение при запуске двигателя.
Способ устранения: произвести замену на новые свечи зажигания.
№10 : 
Вложение:
svecha0E.jpg
svecha0E.jpg [ 21.87 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 17. Сильный износ бокового электрода свечи зажигания.
Причина: агрессивные примеси топлива и масла. Неблагоприятные завихрения в камере сгорания, возможно из-за отложений, детонации в двигателе. Термическая перегрузка отсутствует.
Последствия: перебои в зажигании, особенно при ускорениях (напряжения недостаточно для увеличенного межэлектродного расстояния). Плохое поведение при запуске двигателя.
Способ устранения: произвести замену на новые свечи зажигания.
№11 : 
Вложение:
svecha0F.jpg
svecha0F.jpg [ 20.76 КБ | Просмотров: 9638 ]


Рисунок 18. Разрушение теплового конуса изолятора свечи зажигания.
Причина: механические повреждения из-за ударов, падения или давления на центральный электрод при неправильном обращении. В крайних случаях, по причине образования наслоений между изолятором и центральным электродом или через коррозию центрального электрода – особенно при сильно длительной эксплуатации – тепловой конус изолятора может треснуть.
Последствия: перебои в зажигании, искра попадает в места, куда проникновение свежей горючей смеси затруднено.
Способ устранения: произвести замену на новые свечи зажигания.

Измерение и регулировка зазора у свечей зажигания
В среднем износ свечи через 15000 км пробега даже на исправном двигателе составляет 0.1 мм. Данный износ влияет на искрообразование и соответственно на правильную работу свечей и двигателя. В следствии этого очень важно следить не только за внешним состоянием свечи зажигания, но и за базированием электродов и зазором между ними. Как правило зазор для каждого автомобиля и двигателя индивидуален, приводится в руководстве по эксплуатации на автомобиль. Зазор свечей зажигания легче всего выставлять применяя наборные щупы или шаблоны (показан на рисунке ниже) и приспособление для корректировки зазора и базирования электродов показанное на рисунке ниже

Какие свечи зажигания надо устанавливать на лето и на зиму
У некоторых может возникнуть такой вопрос, какие свечи зажигания надо ставить на зиму и на лето. Как не странно, но ответ на вопрос о сезонности устанавливаемых свечей зажигания очевиден. Свечи зажигания что на лето, что на зиму используются одни и те же, главный критерий это исправность. Часто бывает, что летом нам достаточно свечей зажиганий и в неудовлетворительном состоянии, так как средние температуры намного выше и все системы двигателя работают лучше, кроме того и условия для поджига топливной смеси при повышенных температурах тоже лучше. С приходом холодного сезона топливная смесь возгорается намного хуже, именно зимой намного важнее иметь те же самые, рекомендованные производителеим, но исправные свечи зажигания, от которых будет зависеть уверенный запуск и работа двигателя автомобиля.

Нагрузки на свечи
Тепловая : Свечу устанавливают в головке блока цилиндров так, что ее рабочая часть находится в камере сгорания, а контактная - в подкапотном пространстве. Температура газов в камере сгорания изменяется от нескольких десятков градусов Цельсия на впуске до двух-трех тысяч при сгорании. Температура под капотом автомобиля может достигать 150 °С.
На многих автомобилях, и тем более мотоциклах, не исключена возможность попадания воды на свечу, особенно при мойке, что может привести к повреждению изолятора.
Из-за неравномерности нагрева температура в различных сечениях свечи может отличаться на сотни градусов, что приводит к тепловым напряжениям и деформациям. Это усугубляется тем, что изолятор и металлические детали значительно отличаются по величине коэффициента термического расширения.
Механическая : Давление в цилиндре двигателя изменяется от давления ниже атмосферного на впуске до 50 кгс/см2 и выше при сгорании. При этом свечи дополнительно подвергаются вибрационным нагрузкам.
Химическая : При сгорании образуется целый "букет" химически активных веществ, способных вызвать окисление даже весьма стойких материалов, тем более что рабочая часть изолятора и электродов может иметь рабочую температуру до 900 °С.
Электрическая : При искрообразовании, длительность которого может составлять до 3 мс, изолятор свечи оказывается под воздействием импульса высокого напряжения, максимальное значение которого зависит от давления и температуры в камере сгорания и величины искрового зазора. В некоторых случаях напряжение может достигать 20-25 кВ (амплитудное значение). Некоторые типы систем зажигания могут создавать напряжение значительно выше, но его ограничивает пробивное напряжение искрового зазора или напряжение поверхностного перекрытия изолятора. В дуговой фазе разряда протекание сильного тока приводит к появлению горячих катодных пятен на электроде. Электрическая дуга не может существовать без электронов, излучаемых горячими катодными пятнами. Температура пятен достигает 3000 К, что выше температуры плавления даже самого тугоплавкого металла. Это приводит к неизбежному микроскопическому испарению материала электрода с каждой новой искрой. Скорость электрической эрозии при прочих равных условиях пропорциональна энергии искрового разряда и температуре электрода.


Материал статьи составлен и доработан на основании данных http://autosecret.net/ и http://amastercar.ru

_________________
In vitium ducit culpae fuga

Раздел Литература, Статьи


Вернуться к началу
 Профиль Персональный альбом  
 
 Заголовок сообщения: Re: Свечи зажигания
СообщениеДобавлено: Вт июн 02, 2015 21:54 
Аватара пользователя
Маршал Gaz3102-Club
Откуда: Ярославль
Финансовая поддержка сайта (1) Заслуги перед сайтом. (1) Технический эксперт (1)
Благодарил (а): 222 раз.
Поблагодарили: 221 раз.
Дневник: Просмотр записи (1)
Авто: ГАЗ-3102\83\402, Renault Laguna III/K9K/08
Яйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в ТехасссссеЯйца пользователя aldeen самые крутые в Техасссссе
Вложение:


_________________
In vitium ducit culpae fuga

Раздел Литература, Статьи


Вернуться к началу
 Профиль Персональный альбом  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Проверка тиц pr
Яндекс.Метрика



Сборка, настройка, поддержка - Quant
Основано на базе PHPBB