Комплексная система управления предназначена для управления впрыском топлива и управления углом опережения зажигания.
Система управления состоит из двух подсистем:
управления впрыском топлива;
управления углом опережения зажигания (УОЗ).
Обе подсистемы объединены по каналам синхронизации и датчика положения дроссельной заслонки. Схемы электрические соединений элементов подсистем представлены на рис. 1 и 2.
Подсистема управления впрыском топлива (рис. 1).
Подсистема состоит из:
микропроцессорного блока управления 0 280 000 553*, осуществляющего программное управление исполняющими устройствами по сигналам от датчиков. В состав датчиков входят:
датчик массового расхода воздуха 0 280 212 014* термоанемометрического типа;
датчик положения дроссельной заслонки 0 280 120 300* позиционного типа, установленный на дросселе. Сигнал с датчика служит для определения режима работы двигателя (холостой ход или полный дроссель).;
датчик температурного состояния двигателя 0 280 130 026* терморезистивного типа, установленного на блоке цилиндров с левой стороны. Датчик обеспечивает коррекцию подачи топлива в зависимости от температурного состояния двигателя.
исполнительных устройств в составе:
четырех электромагнитных форсунок 0 280 150 711*, установленных на впускной трубе;
регулятора холостого хода 0 280 140 502*, на базе двухфазного двигателя. Регулятор предназначен для дозирования воздуха во впускной трубопровод при пуске, прогреве и регулировании режима холостого хода двигателя. Регулятор размещен на ресивере впускной системы;
электробензонасоса 0 580 464 037*, служащего для создания давления в топливной магистрали;
электромагнитных реле питания и реле бензонасоса, предназначенных для подачи напряжения бортовой сети на исполнительные устройства. Реле установлены в подкапотном пространстве.
Подсистема включает в себя также элементы не использующие энергию электрического тока:
редукционный клапан 0 280 160 258*, служащий для поддержания давления в топливной магистрали величиной до 300 кПа (3кгс/см2);
фильтр грубой очистки топлива 31029–1105010–50 сетчатый, служащий для очистки бензина от механических примесей крупнее 160 мкм. Фильтр установлен под кузовом автомобиля перед электробензонасосом;
фильтр тонкой очистки топлива 0 450 950 601*, служащий для очистки топлива от механических примесей крупнее 25 — 30 мкм и предназначенный для защиты от загрязнения электромагнитных форсунок. Фильтр установлен в моторном отсеке.
Подсистема управления углом опережения зажигания (УОЗ) (рис. 2).
Подсистема состоит из микропроцессорного контроллера типа МС 2713, приспособленного для работы с двигателем ЗМЗ–4062.10, осуществляющего программное управление коммутатором зажигания по сигналам от четырех измерительных каналов (датчиков).
В состав датчиков входят:
датчик разряжения пьезоэлектрического типа, встроенный в контроллер и связанный с ресивером впускной системы шлангом. Датчик обеспечивает контроль за нагрузкой двигателя и является основным для регулирования угла опережения зажигания;
датчик начала отсчета 141.3847 индуктивного типа, установленный на картере сцепления. Датчик формирует сигнал в момент прохождения в магнитном поле датчика штифта, который выполнен в виде выштамповки на кожухе сцепления. Угловое положение коленчатого вала двигателя, при котором центр стержня датчика совпадает с осью штифта, соответствует положению верхней мертвой точке первого цилиндра. Основное назначение датчика — синхронизация работы подсистемы с работой двигателя;
датчик угловых импульсов 141.3847 располагается на картере сцепления над венцом маховика и предназначен для формирования сигнала, который образуется при прохождении в магнитном поле датчика зубьев венца маховика при вращении коленчатого вала двигателя. Сигналы от датчика поступают в контроллер, который производить вычисление угла опережения зажигания в зависимости от температурного состояния двигателя.
Датчик температурного состояния двигателя 19.3828 полупроводникового типа, установленный в корпусе термостата. Датчик обеспечивает коррекцию угла опережения зажигания в зависимости от температурного состояния двигателя.
Электрический сигнал с контроллера поступает на коммутатор зажигания 6420.3734, установленный в подкапотном пространстве, который формирует оптимальный импульс электрического тока в первичных обмотках двухвыводных катушек зажигания 30.3705 (2 шт.). Каждая катушка подключена к двум свечам А 17ДВР. Схема подключения 1 — 4 и 2 — 3 цилиндры. Нормальный зазор между электродами свечи должен быть 0.7 — 0.85 мм. Искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах, в одном из которых происходит такт сжатия, в другом — такт выпуска.