Отчёт по поездке в Нальчик с ADR'ом. Полная версия с фотографиями лежит на
http://kostello-irq.livejournal.com/4776.htmlЗа две недели до.Друг Андрей-ADR, родом из Нальчика (Кабардино-Балкария), сообщил мне, что он разочаровался в Москве и хочет вернуться на историческую родину. С женой и двумя детьми. Но всё бы было слищком просто если бы ему не требовалось перевезти кучу шмурдяка и два автомобиля: ГАЗ 3102 97 года выпуска и Mersedes S320 W126 80-раннего года. Всё бы ничего, но Mersedes находится в состоянии “кузов на колёсах с мотором”. Салон, трапеция дворников, лобовое стекло, оптика, бампера, двери, часть электрики и многое другое демонтировано самим же Адром для проведения сварочных работ. Соответсвенно, сначала машину надо собрать. Я решил помочь ему в переезде, в отместку он пообещал оплатить мне плацкартный железнодорожный билет из Нальчика в Москву. План был такой: едем сутки, день отсыпаемся, второй день – едем на Эльбрус, третий и четвёртый день – дорога домой. Посмотрел стоимость билетов. Плацкарт – 1 600, купе – 3 600. Ради интереса поискал авиабилеты из Нальчика. Цена предсказуема – 8 000. В Google maps нашел Нальчик, и аэропорт города Минеральные Воды, который находился в 100 км от Нальчика. Ради интереса посмотрел билеты из Минвод. И офигел. 3 515 рублей. То есть дешевле чем купе! Да ещё и не надо находиться в обществе лиц кавказской национальности целых двое суток. Решил, что как только определимся с датой отъезда – буду брать.
За 10 дней до.Андрей клятвенно пообещал мне собрать Мерседеса к выходным. Билеты брать не стал и правильно сделал. Следующие дни прошли под девизом “послезавтра выезжаем”
За неделю до.Помог с шумоизоляцией моторного щита. На Волге у Андрея ушло на это 3 дня. Справились за 3,5 часа. Андрей ходит по гаражам и офигевает.
За день до выезда (пятница).Решил помочь со сборкой. Ситуация катастрофическая: двери сняты и разобраны, сидений нет, лобового стекла нет и оно не куплено, накладки на стойки, ремни безопасности, элементы потолка, дворники, передняя оптика, бампера, крылья тоже отсутствуют. Передний стабилизатор не прикручен. А главное – машина всё ещё стоит на учёте. Начали в пять вечера, я закончил в десять утра, Андрей позже, потом он поехал в ГАИ, где успешно снял машину с учёта, я – брать обратные билеты, собирать вещи и пр. Вечером должны были выехать…
День выезда (воскресенье).В полночь Андрей заехал за мной и мы поехали в Балашиху, домой к Андрею, грузить машины. Великое открытие: в багажник Волги с газовым оборудованием помещается стиральная машинка и две спортивные сумки. И он после этого ещё и закрывается! Загрузили Волгу по полной: заднее сиденье под потолок, переднее пассажирское под стёкла. Да и ещё багажник на крыше… В Mersedes’е ехала бочка с 60-тью литрами бензина (купили по 18 рублей 92-й), полный багажник вещей, да и на заднею полку что-то положили. Но нельзя впихнуть невпихуемое. Вещи, которым не хватило места взял на себя друг Андрея на Нексии. Их решили оставить в гараже до лучших времён. Ориентировочно до Нового Года, когда Адр за ними вернётся. На МКАДе у Адра пропадает зарядка, тахометр и печка, проверили провода от генератора – всё цело. Решили тянуть до гаража. Зарядка и тахометр вскоре появились. Через некоторое время заработала и печка. Перекомпановали вещи. В 4:30 окончательно выдвинулись из гаража. Думали, что самое трудное кончилось, осталась только простая мужская работа, но не всё оказалось так просто. Выезжаем из Балашихи
Отъехали от Москвы на 150 километров, Адра начало клонить в сон, остановились на стоянке дальнобойщиков, заглушили моторы, поставили будильники на час, легли спать. Минут через десять стало зверски холодно, дырявый кузов Волги не держит тепло. Завёлся, высунул мокрый палец в окно, развернулся мордой к ветру, нормально уснул. Разбудил Андрей, выехали. Печка дует холодным воздухом. Надо сказать, что у Андрея в Волге стояла собственноручно им же установленная система климатконтроля. Температура в салоне +5, горячий воздух не идёт. Спрашиваю у Андрея что случилось, ответ “Там наверное пробка воздушная – само прокачается!”. В салоне –3, вентилятор не выключить – запотеют стёкла. Ветер в харю, а я шпарю! Прошпарил 50 километров – без изменений, заставил Андрея остановиться, дёрнули капот, антифриз в норме, оказалось что залип пневмоклапан печки и перекрыл поступление антифриза в её радиатор. Соединили напрямую – заработало! Едем дальше.
Трассу М4 основательно реконструировали – везде по 4 полосы, отбойник на разделительной, строятся развязки. Траффика практически нет, обгоняем редкие фуры. По сравнению с летним сезоном, а зимой я по ней не ездил, сказка. Жаль, что по завершении строительства трассу хотят сделать платной без бесплатной альтернативы.
В Минэкономразвития разрабатывается законопроект, согласно которому можно будет строить платные дороги или переводить в режим платных уже существующие, даже если у действующих трасс нет альтернативных бесплатных. Как сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, расценки на проезд по платным дорогам не будут обременительными для автовладельцев, а альтернативные бесплатные дороги построят тогда, когда в госбюджете появятся средства, которых сейчас нет. Уже в следующем году на платный режим могут перевести около 230 км трассы М4 “Дон”. За рулём 12.2009.
Транспортного налога им явно не хватает. “Необременительные расценки” это временно и весьма индивидуально. А “Бесплатные дороги построят тогда, когда в госбюджете появятся средства, которых сейчас нет” означает “никогда”. Будем надеяться что законопроект не примут…
Въехали в Липецкую область, слева на боку лежат две фуры, водители развели костёр и греются. Где-то в этом месте и я жег резину когда у меня сломался ГАЗ-69.
В районе Воронежа Андрей остановился из-за сильного запаха масла в салоне. Маслом пахло и раньше, но теперь запах стал гораздо сильнее. Открыли капот, выяснилось что с корпуса воздушного фильтра соскочил патрубок вентиляции картера. Одели обратно, проверили уровень масла – минимальный. Андрей решил что доедет. Тем более что масла на долив ни в одну машину нет. Под правой клапанной крышкой появился (а может он был и раньше?) лёгкий стук. Похоже на гидрокомпенсатор.
Перед платной дорогой Андрей остановился на заправку а я поехал дальше. Платную дорогу решил объехать, 20-ти рублей было не жалко, больше интересно что из себя представляет объездная. Оказалось ничего особо страшного, она идёт через несколько населённых пунктов, в одном из них ограничение 40. Асфальт в таком же состоянии как и на платном варианте. На лежачем полицейском в одном из посёлков у меня пропало электричество… Используя накат, благо дело было под горку, машину удалось завести. Проехал метров 50 до следующего “лежачего” – напряжение в бортовой сети окончательно пропало. Дорога идёт в горку, машина встала на полосе. Ситуация неприятная – перекрыл единственную полосу, где я Андрей не знает, рация до него не добивает. Оказалось что всё не так страшно, просто соскочила минусовая клемма с аккумулятора. Еду дальше. По сравнению с платной дорогой потерял минут 15.
Энергетики уже слабо спасают, всё-таки за 2 ночи спали 1 час. Борюсь со сном семечками, по дороге из Питера в Москву очень помогло. Сейчас тоже помогает, но тогда было лето и шелуху я выбрасывал в люк. А сейчас зима и люка нет, приходится до половины опускать окно, иначе мешают дефлекторы. Класть шелуху аккуратно в пакет в машину не получается, успокаиваю себя тем, что она – органика, следовательно быстро сгниёт, да и на 100 метров приходится всего несколько семечек. Температура и так больше +12 не поднималась – тёплый воздух выдувался через дыры, а тут ещё и холодный ветер в лицо.
Под Ростовом-на-Дону пошел снег. Трасса обледенела, причём это глазом не заметно. Проехали Жигули, лежащие в кювете на крыше фарами к дороге. Попробовал тормоза – колёса сразу срываются на юз. Вспоминаю, что на обоих машинах стоит летняя резина, а у меня она ещё и лысоватая. Сильный боковой ветер, у Андрея сдувает Mersedes. Опережаю КамАЗ с прицепом. Прицеп наверное пустой, когда я с ним поравнялся его начало бросать ветром в мою сторону. Слева отбойник, справа прицеп, дорога скользкая – тормозить не рискую. Обошлось. В эфире слышал реакцию водителя КамАЗа. Узнал много новых слов. CB рулит
Стук в моторе Адра всё громче. Проехали Ростов-на-Дону. На посту после Ростова нас останавливают, Андрея отпускают достаточно быстро. Меня максимально корректно обыскивают, спрашивают куда и зачем еду, просят открыть багажник. В багажнике видят параллелепипед немаленьких размеров (стиральная машинка), накрытый тканью, но ткань поднять не просят. Спрашивают про оружие и наркотики, говорю что оружие есть. На вопрос “Какое?” отвечаю что танк. У ГАИшника округляются глаза, показываю на радиоуправляемую модель танка в салоне. Смеёмся, еду дальше. На других постах не обыскивали, но и таких вежливых сотрудников правоохранительных органов я больше нигде не видел. Стиральная машинка тоже вопросов не вызывала.
Вскоре после поста Андрей останавливается поспать, а у меня открывается второе дыхание – еду дальше, Андрей должен меня нагнать в дороге. У меня колбасит ГБО, уже давно еду 70. Дорога отличная – 4 полосы, отбойник. Появилось то редкое, но приятное ощущение единения с машиной, когда кажется что это не она, а ты едешь по ночной дороге. Навигатор потерял все спутники. Перезагружаю – без изменений. Повторил раз пять. Результат тот же. Проверяю настройки – всё правильно. Автоопределением GPS-модуль находится, но спутников не видит. Но карта в навигаторе показывается, указатели есть, правда не светоотражающие. Поворачиваю на Махачкалу, дальше населённых пунков нет. Более того, указателя на Махачкалу тоже не было. На развязке был указатель на Ростов, но мне туда не надо, поехал прямо, решил что это направление если не на Ростов, а на Махачкалу. Дальше целых семнадцать километров нет ни указателей, ни населённых пунктов. Еду в неизвестность.
День второй (понедельник).Позвонил Андрей – не может завести машину. По симптомам – сел аккумулятор. Странно – ведь весь день ехали по трассе – зарядка была. Делать нечего, ищу разрыв в отбойнике, проезжаю ещё километров 5 от Андрея, разворачиваюсь еду назад. Пока Андрей спал я успел проехать километров 120, теперь всё насмарку. Через 30 километров звонок – мотор завёлся, причём бодро. Радует то, что Mersedes снова на ходу, но теперь надо опять разворачиваться. Нашел развязку, разворот не обозначен, но решил попробовать. Видишь суслика? Нет? А он есть. Так и с разворотом, он там был. Проезжаю до места звонка Андрея и слышу новый звонок. У Mersedes’а сильно стучит мотор, что делать – неизвестно. Где находится Андрей тоже не известно, на 19 километров трассы ни одного ориентира. Ищу разворот, разворачиваюсь, снова еду обратно. Звонок Андрея – он решил ехать пока едется. Не могу сказать, что решение верное, но до Нальчика километров 500, мы третью ночь не спим, а Mersedes с АКПП, буксировать его можно, но медленно и с перерывами. С Mersedes’ом на буксире наша средняя скорость упадёт до 20 км/ч, то есть ехать нам ещё 25 часов, при этом кому-то надо находиться за рулём Mersedes’а а печка там работать не будет. Машину бросить тоже нельзя – тогда придётся бросать и вещи. Можно оставить Андрея с мерином, пусть жжет резину греется у костра, но на обратный рейс из Нальчика у меня сил не хватит. Соответственно 7 часов до Нальчика, 8 часов на сон там, 7 часов обратно. Это уже 22 часа. И 25 часов обратно в Нальчик. Тоже малореально. Развернулся в сторону Нальчика, подождал Андрея, поехали дальше вместе.
На очередном посту от Андрея потребовали заглушить мотор, объяснения слушать не стали. Заглушил. К нам претензий нет. Пытаемся завести – стартер мотор не крутит. Напряжение в норме, к стартеру тоже претензий нет. Клин… Вспоминаю, что за неделю до этого Макс-Crockrider рассказывал мне про технологию пуска двигателя с толкача на автомобиле с АКПП. Решили попробовать. Из недр багажника Волги достали полутораметровый толстый стальной трос (без комментариев), селектор в “L”. Тяну, заводится! Причём Андрей еле удержал машину от удара мне в корму. Звуки из под капота жуткие. Едем. Местные джигиты переключаются с дальнего на ближний только по твоему требованию – дают тебе оценить силу их 130-ти ваттных китайских лампочек. Любители гей-ксенона компенсируют отсутствие дальнего света “правильной” регулировкой фар. Стекло затёрто, колёса бьют, кардан стучит, ветер в лицо, клапана цокают, амортизаторы мёртвые, ГБО колбасит, но Волга едет.
Утро. Едем в районе Сальска. Поля зелёные. Когда я был тут в апреле они тоже зеленели. Спускает правое переднее колесо. Оно не держало давление и до этого, подкачивали два раза в день. Перед поездкой Андрей был в шиномонтаже, отремонтировал левое заднее, которое подкачивали по 4 раза в день, а это решил не трогать. Слава богу что запаска в салоне. Дотягиваю 200 метров до заправки. Обочина гравийная, подкатной домкрат на ней не катается, да и проезжающие мимо фуры ощутимо колышат машину. В багажнике домкрат нашелся, а вот балонника нет. Звоню Андрею, он говорит, что где-то там он должен быть, но если что, у меня есть набор рожковых ключей. Кстати, кроме этого набора у нас нет инструмента вообще. Балонник не находится, ключём на 17 колёсные болты открутить не реально. Звоню Андрею, он едет ко мне. На заправке нет ни балонников, ни ремонтной пены. Зато есть сотрудник, ездящий на Волге и у него удалось позаимствовать балонник. Домкрат кривой, но машину им поднять удалось. Когда приехал Андрей я уже прикручивал запаску. До Нальчика – 400. Сил нет, начинаются галлюцинации, хочу встать на обочине, но у меня на крыше вещи – приходится тянуть до заправки, какая-никакая, но гарантия. Дотянул, припарковался и сразу отрубился, даже фары не погасил. Телефонный звонок, незнакомый номер, звонит девушка, представляется Еленой, спрашивает где я. Мне кажется что это заказчица, говорю ей что я на Кавказе, приехать к ней не могу. Оказывается, что это жена Андрея, говорит мне, чтобы я ехал на Пятигорск, они впереди, не стали меня ждать – экономят моторесурс, которого и так мало осталось. Кладу трубку и понимаю, что я за рулём и куда-то еду. С заправки выезжал, наверное, на автопилоте. Еду в верном направлении. Садится аккумулятор в телефоне, зарядку в машину не брал, думал доедем за сутки, батареи хватит. Есть LPD-рация и навигатор без указания текущего положения, но с картой. Дорога одна, рано или поздно встретимся. 200 километров до Нальчика, встретились. Андрей с женой волновались что я пропал, хотели разворачиваться обратно, но мотор может остановиться в любой момент. Так и вышло.
Проехали километров 10, бобик сдох. Все вымотаны до предела, чтобы пересадить семью Андрея в Волгу надо перегружать вещи в Mersedes, за бортом –3, ветер, туман и сыро. Но выхода нет. Цепляем полутораметровый трос, перегружаем вещи, я иду в Mersedes, ложим мужской половой орган на коробку передач – держим 50-60, рельеф ни разу не плоский, местами сбрасываем до 20. Аккумулятор в Mersedes’е при смерти, дворники включаю только когда уже не вижу накапотную эмблему. Холод собачий, вентиляцию отключать нельзя – потеют стёкла, сиденья кожаные. На границе республики Кабардино-Балкария нас останавливают, просят припарковаться на площадке, но потом Андрей видит жест ГАИшника и говорит что можно ехать. Через пять часов приезжаем в Нальчик, рулим к дому матери Андрея. Она живёт, как и большинство жителей Нальчика, в частном доме, хотим оставить Mersedes там. Во дворе у Адра его оставить нельзя – разберут. Андрей рассказывает страшные истории про то, как у одного его знакомого за ночь разобрали салон ВАЗ 2106, а у родственника спёрли мотор и коробку от Москвича 2140. По сравнению с этим украденная у самого Андрея магнитола смотрится весьма бледно.
Приехали! Сразу иду в душ. Душевая лейка отключена, колонка даёт слабую струю воды, на душ всё равно не хватает. Набираю ванну. Согреться не удалось, но хоть посвежел, да и спать теперь не так хочется. Елена приготовила ужин, живём!
Поехали домой к Андрею и Елене. Дорога как после бомбёжки, объезжаем камни и бетонные блоки, цепляем днищем. Заносим часть вещей, стиральная машина остаётся в багажнике. Андрей едет ставить машину к свояку на площадку новых автомобилей местного дилера ГАЗа. Пытаюсь его дождаться – завтра на Эльбрус, надо договориться о времени подъёма и выезда, но очень хочется спать. Елена разложила мне диван, ложусь, закрываю глаза, чувствую что сиденье под ногами продавлено, открываю глаза, утро.
День третий (вторник).10 часов утра – все спят. Эльбрус рядом – даже если выедем позже, то должны успеть. За окном белая мгла, туман не пропал. Но может на Эльбрусе его нет. Решил осмотреть город. Надо оставить записку, не могу найти бумагу. Нашел ноутбук Андрея, включил, открыл Word, написал что пошёл гулять и попросил позвонить мне как проснутся.
Подъезд не запирается, стены исписаны, но, в принципе ничего страшного, всё как в Москве. Выхожу во двор. Во дворе стоят самостройные капитальные гаражи. Электричество в гаражи кинуто по воздуху из квартир. Проблем с парковкой нет – на весь двор 5 машин. К соседней пятиэтажке жильцами пристроено четырёхэтажное крыло. У самой Елены кухня объединена с лоджией. Ничего не зарегистрировано. Ищу по наитию центр города.
Наружная реклама свёрстана отвратительно, зато её много.
Местные жители одеваются как гопники: чёрные куртки, спортивные штаны, кроссовки, вязанные шапочки с надписями “Северный Кавказ”, “КБР”, “Кабардино-Балкария”. Руки в карманах. Женщины – либо в подобии паранжи, либо тоже во всё чёрное, либо аляповато-безвкусно, как проститутки. Так одеты все поголовно. По другому одеваются только русские. Все черноволосые, не красятся даже женщины. Я, наверное, единственный блондин в городе, если не в республике.
Подавляющее большинство машин – ВАЗы, встречаются Волги и ВАЗоподобные иномарки (BMW e30, e34, VW Golf II, III и т. д.). ВАЗы строго белого, либо чёрного цвета. Тонированы наглухо, включая лобовое. Тонировочная плёнка в Нальчике бывает двух видов: либо китайская, либо “американка” (тоже китайская, но чуть дороже). Любимые машины – ВАЗ и BMW. Особенно местные жители любят логотип BMW. Он встречается везде, даже в логотипе салона связи MobiLine в качестве единственного “о”. Есть в Нальчике и Автоdom. Продают Chevrolet и тому подобные автомобили. Ни одной BMW в Автоdomе не видел. (Автоdом – крупнейший дилер BMW в Москве). Есть в Нальчике и магазин “Седьмой континент”. Ничего общего. Стиль езды – цирк на выезде. Сигналы светофора носят рекомендательное значение. Ближний свет не используется (хотя туман в воздухе висит), на разметку вообще внимание не обращают, пешеходов на переходах матерят. Пару раз видел, как обладатель переднеприводного ВАЗа жёг резину с затянутым ручником во время горения красного сигнала светофора. Мегакруто! Если же вы обладатель заднеприводного ВАЗа, и на подобный отжиг умения у Вас не хватает, то не расстраивайтесь. Можно выехать на перекрёсток, когда всем горит красный, а пешеходам зелёный, и понарезать пятаки.
Ни одной урны я в городе не видел. Мусор принято бросать на землю. Даже из быстро едущей машины. Один раз видел как выносили мусор из квартиры выкидывая его из окна.
На въезде в город – копия Триумфальной арки с золотыми буквами “Навеки с Россией”. А у России спрашивали?
Комбикормовый завод в руинах. Механический – ставит кузова на грузовики. Средняя зарплата – 15 000. Рабочих мест мало. Все хорошие распределяются по родственникам.
Потолкался по рынку, вспомнил Черкизово. На выходе меня остановил милиционер и попросил документы. Я очень сильно удивился – прописка у меня московская, а вокруг куча кавказцев, почему меня? Потом дошло. Прошли в отделение. Выложил всё из карманов – особенно стражей порядка удивил резиновый пингвин
На стене плакат с Медведевым на фоне российского флага с подписью “Президент Российской Федерации – Медведев Дмитрий Анатольевич”, самодельный плакат в виде герба милиции и плакат со снайпером в маске, целящимся в зрителя и подписью “Милиция всегда права!!!”. Выясняется что на въезде в республику Кабардино-Балкария я должен был сам выйти из машины и получить документ, в котором указана дата въезда. С этим документом я могу находиться на территории республики без регистрации некоторое время. Если же я прибыл не на машине, то роль этого документа выполняет билет. У меня же ни того ни другого нет. Младлей кавказской национальности обмолвился, что когда он был в Москве местные милиционеры хорошо попили кровь по этому поводу. И тут я понял как я попал. Целый москвич, да без регистрации! Как тут не оторваться униженному милиционеру? Мне грозил административный арест сроком 3 часа и штраф в размере 3 500 руб. Причём везти меня в отдел милиционеры не торопились. На вопрос о роде деятельности честно ответил, что работаю инсталлятором. В ответ непонимание. Рассказал подробнее: аудиооборудование в машины устанавливаем. Реакция милиционера: ”А! МАфоны вставляешь!”. Телефоны Андрея и Елены вне зоны действия, где я они не знают. У меня с собой все деньги и перед помещением в КПЗ я их должен буду сдать честным сотрудникам внутренних органов. Положение безрадостное. В общем, коррупция есть и на Северном Кавказе.
На обратной дороге зашел в интерьерный салон. Вкуса у местного населения нет. В продаже позолоченные люстры, мебель советских форм покрытая тошнотворно-глянцевым лаком, глянцевые натяжные потолки (матовых в наличии нет) и плитка Kerama Marazzi.
Домой пришел в 15, на Эльбрус ехать бесполезно – когда приедем канатные дороги закроют, да и туман, всё равно ничего не видно. Решили ехать в горы, в аул Верхняя Балкария. Пробовать местную кухню, конкретно хачаны (что это такое мне так и не смогли объяснить). Поехали. Крутой серпантин в верх, переменчивая погода. Причём доходило до того, что въезжаем в тоннель прорытый в горе, перед тоннелем без осадков, снега нет. Проезжаем 500 метров по тоннелю – снег, причём идёт уже давно. Поднялись. В ауле живут Балкары, которые отличаются плохим характером и ненавидят Кабардин. Кабардины не любят Балкар. Кабардины и Балкары не любят Русских, а все вместе – Москвичей. Причём языки у Кабардин и Балкар разные, а живут рядом. Ситуация для Кавказа типичная. Хачаны не впечатлили. В кафе Балкары отмечали какой-то свой праздник. На Елену в юбке по колено косились неодобрительно. На кафе вывески нет. Спросили у хозяйки (и единственной работницы) почему. Сказала что “И так все знают”. Спускаемся обратно. Попросил Андрея остановить, сфотографировать “Пограничный камень”. Темно настолько, что если бы Андрей выключил габариты, я бы его не нашел. Слева – отвесная скала, откуда иногда падают камни (слава богу не видел, но на дороге они лежат, часть дороги вообще засыпана, а потом расчищена). Справа – ущелье. Видимость ноль.
На обратной дороге подъехали к термальному озеру. Вход – 30 рублей с человека. Контролёр бесцеремонно лезет в машину проверять количество людей. Из трубы в озеро льётся вода с температурой около 70-ти , рядом с трубой +50, в озере +30-40. Вода газированная, лежать в тёплом потоке очень приятно, прямо природная гидромассажная ванна. Темно, фотографии без вспышки не получаются, со вспышкой – виден один туман. Он здесь особенно плотный, парит озеро. Андрей говорит, что местная вода помогает ему от боли в суставах. Мне проверять не на чем. Самое страшное вылезать. На улице –4.
Елена поехала ночевать к своим родителям. Попили с Адром пива, легли спать. Андрей рассказал, что он с братом пришел в местный магазин, где пиво занимало целую стену, и брат попросил лучшего пива для дорогого гостя. Лучшим пивом оказался Tuborg.
День четвёртый (среда).Неторопясь проснулись, позавтракали. Авиабилет домой у меня на 17:00 из Минеральных Вод, до них 120 км. Выехали в 14. На трассе туман, гололёд, много грузовиков. На посту между Кабардино-Балкарией и Ставропольским краем простояли 25 минут, хранители правопорядка тщательно проверяли мои документы. Понимаю, что опаздываем на самолёт, но ещё есть надежда, вдруг рейс задержат? Останавливают за скорость, превышение 40 км/ч. 100 рублей, –15 минут. Без 15-ти 17. Нас останавливают на въезде в аэропорт, показываю ГАИшнику билеты, говорю, что опаздываем, пропускает без проверки. Повезло, мог задержать и на три часа. Поэтому на предыдущих постах про самолёт и не говорили. Андрей меня подвозит к залу прилёта. Бегу туда, читаю надпись на здании, бегу в зал вылета. Андрей до этого только встречал людей в этом аэропорту. Без 9 17. Регистрация закрыта. Опоздал! Зато теперь я могу похвастаться тем, что видел взлетающий самолёт своего рейса. Есть ещё один рейс в Москву компанией Кавминводыавиа. Вылет в 21:30. Цена 4 700. Андрей добавляет мне 1 000 рублей, денег хватает. Аэропорт глубоко советских времён. На стене панно в форме СССР, у противоположной стелла “Гостиницы Интурист приглашают”. Фотосъёмка запрещена. Зарегистрировался. Хорошо что я без багажа. Прохожу досмотр. Бахилы спадают, причём не только у меня, часть пассажиров ходит в носках не первой свежести. Рации в фляжка в моём рюкзаке вызывают вопросы. Рации без аккумуляторов, но во фляжке есть коньяк, и хотя его меньше 100 грамм, на борт его пронести нельзя. Я готов его вылить, лишь бы наконец покинуть гостеприимный Северный Кавказ. Но для этого надо выйти из помещения досмотра и потом пройти его вновь. Выпить его тоже не дают, грозят снять с рейса. Хотя в зале ожидания работает целый бар. Пока одевался обо мне забыли – пронёс.
Что примечательно, весь персонал аэропорта – русские.
Самолёт Ту-154, такой же как и стоявший ранее на ВДНХ. Места для ног нет вообще. Хорошо что самолёт пустой, расположился сразу на трёх сиденьях. Кавказская молодёжь начинает слушать национальную музыку на телефонах и лузгать семечки на пол. На замечание стюардессы нехотя реагируют. Соседи везут кошку. Она не понимает из-за чего падает давление. Испуганно мяучит. Обед очень скромный: 100 грамм вина, 50-ти граммовый пирожок, три кусочка колбасы, кусочек красной рыбы, три кусочка огурца, 100 грамм кофе.
Через 2 часа подлетаем к Москве. Огненными реками горят шоссе, над Москвой зарево огней. Очень красиво. Посадка. Пилотам никто не аплодирует (и слава богу), зато все вскакивают со своих мест и начинают доставать багаж. То что мы едем по полосе со скоростью более 200-т километров в час мало кого волнует. В аэропорту очередной досмотр ручной клади и проверка документов. Мне багаж получать не надо, иду сразу на выход. Там меня встречает Макс-Crockrider, заранее вызвоненный ещё из Минеральных Вод (я мог не успеть на метро).
В полночь приехал домой. Хоть я и не видел Эльбруса, второй раз на Кавказ я не поеду. Причина: недружелюбность местных жителей, постоянные проверки документов, полное отсутствие инфраструктуры. При этом от Москвы 2 000 километров – при всём желании поездка дешевой не получится. Так что на долгое время эта точка останется самой южной на карте моих автопоездок (северная – Питер, восточная – Нижний Новгород, западная – Истра
). Поездка вышла нелёгкой, сравнимой с козлоприключениями ГАЗ-69, о которых я скоро напишу. Перед поездкой я ожидал что после неё расизма у меня убавится, я наглядно увижу, что в Москву едут самые недостойные представители местного населения, но ожидания не оправдались.
Выражаю благодарность Максу-Crockrider’у за встречу меня в аэропорту, неизвестному Волговоду, спасшему меня балонным ключом, и вежливому сотруднику внутренних органов, досматривавшему меня на посту за Ростовом.