В РБ пена. После трассы ее выжимает из под крышки и она течет по РБ. На ХХ при любой температуре двигателя - ничего похожего.
Открывать РБ на горячем двигателе как бы неумно (при избыточном давлении добавлю), но я открыл. Сперва вышли хлопья пены а дальше я увидел вот что: уровень ОЖ играет туда-сюда, это само собой, но при сбросе оборотов, грубо торможении двигателем, в РБ идет большой пузырь. На холодном двигателе эффекта нет, на только что прогретом - тоже.
Из предположений - прокладка ГБЦ, хреновый антифриз, пробивает газовый редуктор и выделывается термостат.
Первое, самое вероятное. Верится с трудом, поскольку я ее менял года 2-3 назад, а двиг с тех пор никогда не поднимался к 100 градусам, и всегда перед движением прогревался минимум до 40 на холостом ходу. Сопутствующих пробою спецэффектов, как то повышения уровня масла, его расслоения, уменьшения-увеличения уровня антифриза, троения, незаводки, белого дыма, перегрева и пр. - не наблюдается. Фиг его знает.
Второе - вполне вероятно. Зеленый G11 почернел почти сразу после заливки тогда, после замены ГБЦ. С тех пор доливался по мере потерь во время всяческих ремонтов.
Газовый редуктор был проверен. Я полностью закрыл подачу газа на мультиклапане и проверил с бензином - булькает точно также. Это конечно не полная проверка, скорее так, на отстань.
Термостат скорее всего не при чем. Работает как надо, спустя пару минут тепло, выше 80 антифриз не греется в любых режимах.
Настроение плохое. Только что отремонтировал балку, вроде двигатель в порядке и вот такое тебе. Если самое плохое, т.е. ГБЦ, то это ни в дугу. Надеяться и ездить нельзя. Можно легко где-то остаться на обочине и встрять в дорогие ремонты позже.
Решено, отревизируем прокладку. Заодно и антифриз поменяем.
Беру в пятницу отгул, и с утра приступаю. Никогда не разбирал 406. Распечатал мануал по 409 и вперед. Герметик есть, ключи есть. Больше ничего нет. Масла запасного тоже нет, его пора менять. Покупать масло не за что.
Ну обвеску поснимал, коллектора там, крышку. Ремни оба скинул, корпус термостата.
Загодя, в четверг, я купил спецключ для болтов ГБЦ TORX T60. Высокая "бита" под торцевый ключ "на 10". Также я испробовал новую крышку РБ. Отметил сильное потепление в салоне. Видимо пена и слабое давление подзабили радиатор отопителя.
Ну вот, волшебным ключом (очень понравился), все 10 болтов откручены. Весь крепеж аккуратно разложен на тряпках в том порядке, в котором стоял на машине. Сдвигаем ГБЦ. Сдвинулась! Помню снятие 402-х головок и не одно. Ломы, топоры, кувалды, лопаты и лебедки! А тут - силой мысли.
Мешала трубка щупа масла. Вытаскивать я ее не захотел, аккуратно "объехал" головкой вокруг. ГБЦ на двух направляющих кольцах сидит, ее надо было слегка приподнять и снять.
Прошлая замена прокладки была выполнена на СТО. Тогда заменили много шлангов, и всё посадили на герметик. Всё - это обвели герметиком место спереди двигателя вокруг полости цепи (там болты ГБЦ не сильно ГБЦ обжимают), "колодцы" свечей сверху, переднюю крышку тоже, крышку гидронатяжителя. В общем все по человечески. Пришлось и мне всё это повторить. Долго только сдирать старый герметик. В некоторых случаях спиливал напильником (поверх присохших прокладок нафигачили).
Снимать головы и не точить - преступление. Звоню "точильщику" с фрезером. Примет сегодня! Бегу пить чай, прыгаю в Дэу, хватаю ГБЦ, сломанную шпильку коллектора, сынишку и в город. В 16.30 оставляю голову и в магазин за прокладкой. Успеваю купить до 17.00 прокладку, дешевый польский антифриз небесного розового цвета, ремкомплект клапанной крышки, ее прокладку, пару шпилек и латунных гаек на коллектор. Забыл купить прокладку ресивера и колечки на топливные шланги.
Я и не знал, что гидрокомпенсаторы (ГК) надо опустошать перед установкой ГБЦ. В мануале потом нашел в главе по разборке ГК, что при любых ремонтных работах с ГБЦ ГК разряжать! А в самой последовательности и во всех мануалах - ну нигде. Ремонтник ГБЦ вытащил все ГК и обезличено ссыпал в тряпку. Так бы я конечно их по местам поставил. Зато он мне показал как их правильно разбирать. Из стальной полосы делается захват в обхват крышки ГК, а потом стукаем им об свинцовую пластину. Дома я так и сделал. Раза со 2-4 го ГК выпадал из крышки и руки не пришлось отбивать.
Ремонтник показал мне горку газелевских клапанов, которые сгорели от того что люди не разрядили ГК.
ГБЦ была в полном порядке. Трещин нет. Клапана и седла не горелые и чистые. Сняли 0,12 мм - все красиво и ровно. Ну, обновить не помешает. Спросили кто будет делать ГБЦ - сказал что я. Спросили как буду крутить - сказал что по мануалу для 40621 - 2,7 и на 75 градусов. Чувак сделал круглые глаза и сказал что правильно. Типа все тянут 14,5 как для 406 ориджинал и никто, так как надо. Для 409-го методика похожая, там 5 и 90 градусов. Головки разные, подходы разные, болты разные, шайбы и т.д.
Ночью вернулись. Работы на сегодня закончены.
В субботу больше часа вычищаю разряженные ГК ушными палочками. С сарказмом вспоминаю мануал от Третий Рим, где на ВСЮ операцию по замене прокладки ГБЦ отпущено ДВА часа.
Дальше чищу поверхность блока от ошметков металлической щеткой. Снимаю весь герметик, всё обезжириваю керосином. Для работы на фрезерном станке пришлось снять и заднюю крышку ГБЦ. Прокладка для нее у меня оказалась не в размер... Герметик и еще раз герметик (серый zollex). Вся ГБЦ засыпана алюминиевыми опилками изнутри. Страшного ничего, но для систем масляной и охлаждения опилки - это не хорошо. Долго выуживаю их ватными палочками и отвертками.
Также долго чищу отверстия под болты в блоке. Эвакуирую затекшее в них масло трансмиссионным шприцом, потом заливаю в отверстия керосин. Спустя время извлекаю керосин и ватными палочками высушиваю отверстия. Заглянул в каждое - донышки сухие. Гидроудар вполне возможен, и даже может не сразу проявиться.
Под прокладку, как это принято для 402 ничего не мажу, просто ложу ее на направляющие и закрываю головой. Далее ложу толстые никелированные шайбы в предназначенные для них выточки в отливке и вставляю болты. Старые технологии включали шайбы в составе болта и сами болты без торсионной канавки. Хотя болт тоже под torx. Еще раньше болты были под шестигранник, это те которые 406 и под 14,5 момент.
У меня торсионные болты. Болты обезжирил. Нанес тонкий слой графитной смазки сперва на шайбы с двух сторон, потом на болт, под головку, на ту часть которой он будет работать по шайбе и на саму резьбу вдоль, буквально дорожку в полспички толщиной.
Динамометрический ключ у меня хуже некуда, самый дешевый. По технологии 2,7 и 75 градусов примерно получился разброс 13,5-14,5 кг. Ну раз так написано - пусть так и будет. Чищу постели крышек коленвала салфетками, капаю выжатое и старой канистры масло. Ставлю 3-ю и 7-ю, зажимаю поочередно до спорикасновения поверхностей. Далее ставлю остальные крышки, помня при их хрупкость. Очень важен момент затяжки. Часто перетяжка убивает ГБЦ, умники даже шпильки вместо болтов ставят.
Дальше выставляю звездочки коленвалов. Сначала выпускного, потом впускного, все по книге. Сверяю по фоткам до разборки. Вроде так. Ставлю успокоители, прокручиваю коленвал два раза - всё по местам.
Много провозился с гидронатяжителем звездочки натяжки цепи. Сперва я не смог его разобрать. Крышка не выкручивалась даже зиловским спецключом для этих дел. Ну рискнул, натяжитель не сильно мощный - поставил заряженным. Проспал ночь, понял что так нельзя, снял вновь. Ключи, ударные отвертки, тиски, молотки, даже топором откручивал - ничего. Крышка стоИт намертво. Тем не менее открутил, ударяя по зубилу, наставленному в паз крышки. Внутри натяжителя - горка грязи. Вымыл, заряжать - выскакивает. Наружное стопорное кольцо не защелкивалось в предназначенной для него канавке и не держало плунжер. Ладно, пользуются оправками для его разжима, но я обошелся обычной иглой, распрямил кольцо, оно вошло в канавку, а потом, не отпуская натяга я закрутил крышку. Чудо! Ставлю натяжитель в шахту, крышку которой я битый час чистил от старых прокладок и герметиков и закручиваю страдальца. Затем выкручиваю центральную пробочку - тюк по отвертке а оттуда прыг отдача - значит он разрядился прямо как по книжке. Уже хорошо.
Менять резину на клапанной крышке и чистить ее я не стал. Нет времени. Собираю все халтурно. Оттираю слегка и по местам. Резинок на шланги топлива в рампу нет. Старые исчезли. Обычно я наматываю фторопластовую ленту, ну тут смотрю - держит металл - оставил без резинок. Всякие шланги, разъемы и т.д. без доп обработки - по местам.
Самый косяк - приемная труба к выпускному коллектору. Там две шпильки, одну из которых я сломал, и болт. Шпильку высверлили, поставили новую. Кто-то затянул ее стальной гайкой с неподходящим шагом. С ней больше проблем не было, гайка латунная. Вторая шпилька не затянулась сразу, а резьбу при постановке я не проконтролировал. Не затянулась она и двумя гайками, резьбы на ней не осталось. Разбирать некогда, забил. Также сорвался и болтик. Какой дурак всё это раньше зажимал - я не знаю, но коллектор придется снимать. Сейчас звук слегка V8 и датчик кислорода светит переобагащение смеси, поскольку идет в трубу подсос. Холостые не ровные, ровные они только при горящей лампе CE. Ну да справимся потом.
Лью офигительно красивый новый антифриз, проверяя протечки. Старый сливал и с радиатора и с блока. Краник на блоке с завода никто не откручивал. Машина завелась сразу! Стрельбы в выхлоп нет, значит с метками не промахнулся.
Но троит. Сильно, просто ужас. На таком троении и потере тяги я доехал в день перед ремонтом. Она даже не заводилась, только раза с третьего, почему я и снял ГБЦ. Нет у меня компрессометра чтобы проверить кто виноват.
ГК трещали, шпильки выпускного коллектора источали удушливый дым от горевшей графитки на них, из под клапанной крышки шел туман. Крышку протянул, после нагрева и "дай обороты" прокачались ГК. Даже частично машина перестала троить. Но не надолго. Антифриз после сработки термостата долил, вроде не пузырит, но это не проверить сейчас. Вошло 10 литров. Где-то поллитра тогда старого (всего 10,5). Ну работает Волга и хорошо. Вечер воскресенья.
Тем не менее встречать жену я поехал на Дэу. Расстроился я волговской неисправностью. Поэтому и спешил, поэтому три дня мерз до окоченения в неотопляемом гараже на ветру. У меня замерзла незамерзайка в бачке омывателя и бачок я поставить не смог назад, когда всё собрал. Дискомфорт от недогрева прошел только вчера.
Также вчера, раскопав гараж от взявшегося неизвестно откуда зимой снега, я заменил ВВ провода на новые и понял, что победил. Машина работала ровно, двигатель не дрожит почти. Провода - такие-же СЭТ как и прошлый раз, только теперь сопрягаемые со свечами поверхности покрыты моторным маслом. Видимо обломанные юбки наконечников были причиной троения (началось не сразу). А провода - классные.
Понедельник и вторник отъездил на ДЭУ. Мороз -16 утром, снега сантиметров 10. Об ощущениях на переднем приводе потом. Сегодня Волга. Как упоминал, после торможения двигателем горит лампа неисправности двигателя, а тормозить приходится, поскольку снега сегодня выпало - выше ступиц.
Дэу по рыхлому снегу идет тихо поверху. Выехал на Волге - стоИт хруст, машина бьет колею и гребет снег балкой